страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

Митр. Филарет (Дроздов). Слава Богоматери

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1
§ 1. Божественное предопределение и предвозвещение о Семени Жены - о приснодевстве Богоматери
§ 2. Исполнение сего предопределения
Глава 2
§ 1. Духовное совершенство Богоматери
§ 2. Пророчество о сем
Глава 3 О воспитании Богоматери:
§ 1. Введение во Храм
§ 2. О посте Богоматери
§ 3. Об изучении слова Божия
Глава 4 Высочайшая степень веры Богоматери
Глава 5 Послушание веры Богоматери
Глава 6 Преданность Богу
Глава 7 О смущении и средстве против него. Духовная мудрость Богоматери
Глава 8 Смирение Богоматери
Глава 9 О молчании и сокровенной в Боге жизни Богоматери
Глава 10 Воля Божия о сокрытии славы Богоматери во время земной Ея жизни
Глава 11 Бедность, простота и нестяжательность в земной жизни Богоматери
Глава 12 Скорби и страсти Богоматери в земной Ея жизни. Мужество и терпение.в скорбях
Глава 13 Памятование смерти, приготовление к вечной жизни
Глава 14 Пророчество Богоматери
Глава 15 Слава Богоматери в Ея успении:
§ 1. Обстоятельства успения и погребение Божией Матери
§ 2. Пророчество о вечной судьбе Богоматери
§ 3. Вечная Божественная слава и вечное в Боге блаженство Богоматери

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 1 О подражании добродетелям Богоматери. Пророчество о сем
Глава 2 О воспитании
Глава 3 О поучении в слове Божием
Глава 4 О посте
Глава 5 О девстве
Глава 6 О вере
Глава 7 Послушание веры
Глава 8 Преданность Богу
Глава 9 О смирении
Глава 10 О смущениях и средстве против них
Глава 11 Духовная мудрость
Глава 12 О богомудром принятии тайн и откровений Божиих
Глава 13 О молчании духовном
Глава 14 О сокровенной в Боге жизни
Глава 15 Об отречении от земного родства для дела Божия
Глава 16 Бедность, простота и нестяжательность в земной жизни
Глава 17 О скорбях и страданиях в земной жизни
Глава 18 Мужество и терпение в скорбях
Глава 19 О смерти:
§ 1. Смерть - сон
§ 2. Памятование о смерти, приготовление к вечной жизни
§ 3. Урок от гроба Богоматери
Глава 20 О благодати
Глава 21 Долг Христиан ублажать и прославлять Богоматерь

Глава четырнадцатая
О СОКРОВЕННОЙ В БОГЕ ЖИЗНИ
Да не явишися человеком, но Отцу твоему, Иже в тайне (Мф. 6,18).

Пример сокровенной в Боге жизни Преблагословенной Богоматери да помоществует нам и уразуметь и принять и самим делом исполнить учение Христово: да не явишися человеком, но Отцу твоему, Иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве. Подвизайся, делай добро, служи Богу: но берегись, чтоб твоих подвигов, твоих добродетелей, твоего благочестия не обнаруживать пред людьми без нужды произвольно, самодовольно, тщеславно; имей Бога свидетелем твоей совести, и Он будет мздовоздаятелем твоим за все, что ты, непримечаемый человеками, для Него делаешь или терпишь.

Господь заповедует тайну, во-первых, для дел человеколюбия: тебе творящу милостыню да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя. Во-вторых, для дел благочестия: егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне. В-третьих, для дел самоотвержения и умерщвления плоти: да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему Иже в тайне (Мф 6,3; 6.18). Значит, тайну скромности и смирения Господь заповедует для всех обязанностей человека: к Богу, к ближнему, и к самому себе, - для всякой добродетели, для всех дел Закона.

Скажут: как же исполнится Христово же слово: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех? (Мф 5,16). - Не заботьтесь; слово Христово исполнится само собою и не потребует вашей помощи. Сказано: да просветится свет ваш, то есть сам собою, естественно, как светит всякий свет; а не сказано: выставляйте свет ваш на показ. Добрые дела суть дела света по естеству: делайте их тайно - свет просияет, когда и сколько повелит Бог Светодавец. Беда в том, если вы делаете дела темные, злые: от них конечно не будет света, и Бог ими не будет прославлен.

Скажут еще: как же и молиться и проповедовать в Церкви, если и дела благочестия должно творить в тайне? - Для ответа на это, напомним, что в том же поучении, в котором Спаситель говорит о молитве в тайне, Он же говорит и о даре, приносимом к алтарю: аще принесеши дар твой ко олтарю (Мф 5,23), а это бывает в Богослужении открытом и торжественном. Из этого видно, что заповедию о тайной молитве не отменяется обязанность участвовать в общественном церковном Богослужении. Но есть и в этом случае своего рода осторожность, чтоб не являться человекам тщеславно, а смиренно предстоять Отцу небесному Иже в тайне. Например, если стоя в Церкви ты совершаешь действия благоговения общие всем молящимся, но в то же время удерживаешь или делаешь неприметными особенные в тебе движения возбужденного благочестия, как то воздыхания или вопли, готовые исторгнуться, слезы готовые пролиться: то в таком настроении духа ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Иже в тайне.

Помыслим, как и неблагородно, и тягостно, и безполезно жить только на показ, как поступают многие и в нравственной, и в общественной, и в домашней жизни. Все показывают, все выставляют, обо всем трубят, всякое ничтожное дело провозглашают, подобно как кокошь свое новорожденное яйцо. Но провозглашение кокоши основательнее: она возвещает яйцо, которое подлинно родилось и остается; а тщеславные возвещают, то чего нет, или провозглашением уничтожают провозглашаемое. Например, сделано дело благотворения: хорошо, до сих пор оно существует. Но если сделавший и хвалится тем, то доброе дело исчезает: теперь открылось, что нет доброго в его сердце, там тщеславие; нет доброго в его деле, потому что произведение тщеславия не есть доброе дело; нет доброго даже в глазах людей, ибо они проникают тщеславие и хотя в лицо хвалят тщеславного, но в то же время разглашают и укоризны его тщеславию. Тем более нет здесь доброго пред очами Божьими: Бог отрекся от тщеславных, когда сказал: восприемлют мзду свою (Мф 6,2.16).

Христианин! Будь, а не кажись: вот одно из важных для тебя правил. Познай несравненное достоинство скромной, тихой, сокровенной добродетели. Ей свойственно быть тайною для земли: потому что она небесной породы и для неба существует. Совершай ее в тайне, охраняя от глаз человеческих, часто нечистых и вредящих ее чистоте; а представляй тщательно и непрестанно чистому и очищающему оку Божию, и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве.

Да даст нам Отец небесный, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце (Еф 3,16), да имея славу внутрь, достойны явимся приведения в славу вечную!

Ч.I; 195-6. - Ч.III; 34.

Митр. Филарет (Дроздов) Слава Богоматери М.: "Елеон", 1996 [OCR: 28.02.2002]
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение