страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святитель Филарет (Дроздов)

Митр. Филарет (Дроздов). Слава Богоматери

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1
§ 1. Божественное предопределение и предвозвещение о Семени Жены - о приснодевстве Богоматери
§ 2. Исполнение сего предопределения
Глава 2
§ 1. Духовное совершенство Богоматери
§ 2. Пророчество о сем
Глава 3 О воспитании Богоматери:
§ 1. Введение во Храм
§ 2. О посте Богоматери
§ 3. Об изучении слова Божия
Глава 4 Высочайшая степень веры Богоматери
Глава 5 Послушание веры Богоматери
Глава 6 Преданность Богу
Глава 7 О смущении и средстве против него. Духовная мудрость Богоматери
Глава 8 Смирение Богоматери
Глава 9 О молчании и сокровенной в Боге жизни Богоматери
Глава 10 Воля Божия о сокрытии славы Богоматери во время земной Ея жизни
Глава 11 Бедность, простота и нестяжательность в земной жизни Богоматери
Глава 12 Скорби и страсти Богоматери в земной Ея жизни. Мужество и терпение.в скорбях
Глава 13 Памятование смерти, приготовление к вечной жизни
Глава 14 Пророчество Богоматери
Глава 15 Слава Богоматери в Ея успении:
§ 1. Обстоятельства успения и погребение Божией Матери
§ 2. Пророчество о вечной судьбе Богоматери
§ 3. Вечная Божественная слава и вечное в Боге блаженство Богоматери

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 1 О подражании добродетелям Богоматери. Пророчество о сем
Глава 2 О воспитании
Глава 3 О поучении в слове Божием
Глава 4 О посте
Глава 5 О девстве
Глава 6 О вере
Глава 7 Послушание веры
Глава 8 Преданность Богу
Глава 9 О смирении
Глава 10 О смущениях и средстве против них
Глава 11 Духовная мудрость
Глава 12 О богомудром принятии тайн и откровений Божиих
Глава 13 О молчании духовном
Глава 14 О сокровенной в Боге жизни
Глава 15 Об отречении от земного родства для дела Божия
Глава 16 Бедность, простота и нестяжательность в земной жизни
Глава 17 О скорбях и страданиях в земной жизни
Глава 18 Мужество и терпение в скорбях
Глава 19 О смерти:
§ 1. Смерть - сон
§ 2. Памятование о смерти, приготовление к вечной жизни
§ 3. Урок от гроба Богоматери
Глава 20 О благодати
Глава 21 Долг Христиан ублажать и прославлять Богоматерь

Глава шестая
О ВЕРЕ
Вера есть уверенность в невидимом
Евр. 11,1. Рим. 8,24-5

Вез веры не возможно угодить Богу
Евр. 11,6


Вера есть соответственное с нашей стороны средство для спасительного прикосновения нашего ко Христу. Она есть духовный магнит, привлекающий к нам Божественную благодатную силу. Вера отверзает душу нашу к принятию благодати Божией.

Чтоб увериться в таком действии веры Божией, посмотрим на действие веры человеческой. В сношениях наших с человеком, к которому мы не имеем ни доверенности, ни преданности, не примечаем ли, что душа наша для него закрыта, именно: его на нас действие скользит, так сказать, по поверхности нашего сердца, не проникая внутрь его; его разсуждения не убеждают нас и его чувствования не трогают нас, хотя они и не без силы. Напротив, кому мы доверяем и преданы: того и легкая мысль и простое слово преклоняют наш ум, проникают сердце, движут душу; и такое общение душ бывает иногда столь тесным, что мы находим для него приличным наименование единства. Примените сие дольнее к горнему, сие земное к небесному, сие человеческое к Божественному: и вы возможете уразуметь, как вера отверзает душу к принятию благодати.

О силе веры вразумим себя примером Богоматери: невместимого Бога вместить возмогла она в Пресвятой Деве, не духовно только, но и телесно. В чем же не могла бы нас удовлетворить наша вера, для которой предлежат несравненно меньшие требования, нежели для веры Девы Богородицы? А довольно ли часты между нами действительные проявления веры, ощутительно возвышенные над природою, явно ознаменованные благодатию?

О, если бы нам известна была вера, какую имеют истинные последователи Христовы! О, если бы нам известна была оная истинно вселенская вера, которая во Авеле множайшую жертву принесла паче Каина; которая в Ное угодила Богу и спасла род человеческий от конечного истребления потопом; которая в Аврааме принесла в жертву Богу единородного сына и сквозь отдаление многих веков видела день Христов (Евр 11. Ин 8,56); которая в Моисее жезлом пресекла море и чрез бездну провела народ Божий; которая отверзала очи пророков и делала их современниками потомственных событий, которая в учениках и свидетелях Иисуса Христа оставила все, чтоб идти в след Его, и потом Его силою исцеляла всякий недуг и всякую язву, с Ним ходила по водам, не умерла в ужасные дни смерти Его, прияла обетование Святого Духа, повелела именем Его всей природе, победила своим терпением целый мир Ея гонителей? Что я говорю? Если бы нам деятельно была известна вера хотя столь малая, как зерно горчичное, что бы мы были тогда? - Мы могли бы переставлять горы: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам (Мф 17,20).

Если же в нашей немощной или мнимой вере мы не находим не только возможности действовать чудесными или Божественными силами, но ниже довольной помощи для возстановления разстроенных и подавленных сил нашей собственной духовной природы; если наша вера не исцеляет нас ни от духовной слепоты ума, ни от текущего непостоянства сердечных вожделений, ни от двоедушного хромания в путях закона и правды и не спасает нас от мертвых дел: то не должно ли признаться нам, что истинная вера, которую Спаситель называет верою Божиею, и для нас еще есть тайна, которой предлежит нам поучаться, чтоб она открылась в нас? И поелику сия тайна хотя и в нас самих сокрывается, но никем иным не может быть открыта, как только Начальником и Совершителем веры Иисусом: то не должны ли мы непрестанно взывать к Нему вместе с первыми Его учениками: Господи, приложи нам веру! (Лк 17,5).

Но Господь, не отвергая молитвы, обращает к нам требование веры: аще бысте имели веру яко зерно горушно, глаголали бысте убо ягодичине сей: восторгнися и всадися в море: и послушала бы вас (6). То есть: о если бы вы имели начаток веры от искреннего расположения вашего сердца! Тогда верно вы получили бы великую силу от благодати Божией. Итак, дело за нами, а не за Богом. Имейте сердечное расположение веровать, которое от вас зависит: и Бог не преминет приложить вам веру крепкую, которая есть дар благодати Его.

Ибо верно обещание Господне: вся, елика еще воспросите в молитве, верующе, приимете (Мф 21,22).

Ч.I; 102, 121. - Ч.III; 46-7.

Митр. Филарет (Дроздов) Слава Богоматери М.: "Елеон", 1996 [OCR: 28.02.2002]
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение