страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Великие русские старцы XX века

Великие русские старцы XX века


Начало
АФОНСКИЕ СТАРЦЫ
Старец иеросхимонах Аристоклий
Старец Кирик
Преподобный Силуан Афонский
ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ
Преподобный Варсонофий (Плиханков)
Преподобный Анатолий (Потапов)
Преподобный Нектарий (Тихонов)
Преподобный Никон (Беляев)
Cвятой праведный Алексей Мечев
Старец Феофил (Россоха)
РАДОНЕЖСКИЕ СТАРЦЫ
Преподобный Варнава
Старец Зосима (в схиме Захария)
ЗОСИМОВСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Герман
Преподобный Алексий (Соловьев)
ВАЛААМСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Иоанн (Алексеев)
Старец Михаил (Питкевич)
ОДЕССКИЕ СТАРЦЫ
Святой праведный Иона (Атаманский)
Преподобный старец Кукша
Преподобный старец Севастиан Карагандинский
ГЛИНСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Андроник (Лукаш)
Старец Серафим (Романцев)
Преподобный Лаврентий Черниговский
Преподобный Феодосий Кавказский
Преподобный Серафим Вырицкий
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Симеон (Желнин)
Старец Афиноген (в схиме Агапий)
Старец Савва

Преподобный Никон (Беляев); 1888-1931

Преподобный Никон был учеником преподобного старца Варсонофия.

В отношениях преподобного Никона с преподобным Варсонофием был истинный образец древнего старчества и ученичества. Так и в древности вырастали духовные гиганты из истинных учеников.

Старчество преподобного Никона пришлось на последние годы Оптиной. В 1923 году закрылась сельскохозяйственная артель, под видом которой еще держалась Оптинская обитель, и она была переименована в музей. Монахам был оставлен Казанский храм. Преподобный Исаакий, ставший настоятелем, благословил старца Никона служить и принимать на исповедь приходящих. Ему, после ареста и ссылки в Холмищи, передал своих духовных чад старец Нектарий. И преподобный Никон стал духовником святой обители. Несмотря на его молодой возраст, духовные чада начали относиться к нему как к старцу.

Преподобному Никону пришлось не раз томиться в тюремном заключении, но даже там, в общей камере, среди самых разнообразных по характеру и убеждениям людей, он не оставлял своего пастырского долга. Умер в ссылке.

Из духовных поучений преподобного Никона

* * *

Противодействовать и бороться с людьми, причиняющими зло, не надо, не только делом или словом, но даже в помыслах своих. Иначе бесы будут побеждать. За таких людей надо молиться. Тогда Господь поможет и бесы отступят.

* * *

Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сора, а все в кучу да и вон. Так поступай и ты. Исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в рассматривание их не входи.

* * *

Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, и потому редко, как бы нехотя приходят на исповедь. Это большая ошибка. Надо веровать в самое Таинство исповеди, в его силу, а не в исполнителя Таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком Таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств.

* * *

Смирение - это нечто великое и божественное, а путь к нему - считать себя ниже всех. Что это значит - считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться. Помни: все ангелы, а я - грешник.

* * *

Прощение преподается тем только, кто считает себя виновным. Смирись пред Богом и людьми, и Господь тебя никогда не оставит.

* * *

Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное; надо знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчета - есть крайнее безумие и гордость.

* * *

Надо всегда твердо помнить - это страшный закон духовной жизни: если в чем кого осудишь или смутишься в чем-нибудь у другого человека, то тебя это же самое постигнет. Ты сделаешь сам то, в чем осудил другого, или будешь страдать этим самым недостатком.


 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение