страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Великие русские старцы XX века

Великие русские старцы XX века


Начало
АФОНСКИЕ СТАРЦЫ
Старец иеросхимонах Аристоклий
Старец Кирик
Преподобный Силуан Афонский
ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ
Преподобный Варсонофий (Плиханков)
Преподобный Анатолий (Потапов)
Преподобный Нектарий (Тихонов)
Преподобный Никон (Беляев)
Cвятой праведный Алексей Мечев
Старец Феофил (Россоха)
РАДОНЕЖСКИЕ СТАРЦЫ
Преподобный Варнава
Старец Зосима (в схиме Захария)
ЗОСИМОВСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Герман
Преподобный Алексий (Соловьев)
ВАЛААМСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Иоанн (Алексеев)
Старец Михаил (Питкевич)
ОДЕССКИЕ СТАРЦЫ
Святой праведный Иона (Атаманский)
Преподобный старец Кукша
Преподобный старец Севастиан Карагандинский
ГЛИНСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Андроник (Лукаш)
Старец Серафим (Романцев)
Преподобный Лаврентий Черниговский
Преподобный Феодосий Кавказский
Преподобный Серафим Вырицкий
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Симеон (Желнин)
Старец Афиноген (в схиме Агапий)
Старец Савва

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938)

Сами великие афонские подвижники считали, что преподобный Силуан "достиг в меру святых Отцов". При жизни преподобный старец остался для большинства "неявленным". Несомненно, это была не только воля Божия о нем, но и его собственное желание, которое принял Бог и исполнил, скрыв его даже от большинства отцов Святой Горы. Лишь некоторые монахи и немонахи, лица, посетившие Афон или имевшие с ним переписку, оценили и глубоко полюбили его. Среди них были и епископы, и священники с высшим богословским образованием, и благочестивые миряне.

Из духовных наставлений преподобного Силуана

Все хотят иметь мир, но не знают, как этого достигнуть. Паисий Великий раздражился и просил Господа избавить его от раздражительности. Явился ему Господь и говорит: "Паисие, если хочешь не раздражать, то ничего не пожелай, никого не осуди и не возненавидь и не будешь раздражаться". Так всякий человек, если отсекает свою волю пред Богом и людьми, всегда будет мирен в душе, а кто любит творить волю свою, тот никогда не будет мирен.

* * *

Если постигнет тебя какая неудача, то думай: "Господь видит сердце мое, и если Ему угодно, то будет хорошо и мне и другим", - и так душа твоя всегда будет в мире.

А если кто будет роптать: это не так, а это нехорошо, то никогда не будет мира в душе, хотя бы он и пост держал и много молился.

* * *

Вот самый короткий и легкий путь ко спасению.

Будь послушлив, воздержан, не осуждай и храни ум и сердце свое от плохих помыслов, а помышляй, что все люди добрые и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: "Милостив Господь".

Если же ты осуждаешь, ропотлив, любишь творить свою волю, то, хотя бы ты и много молился, душа твоя оскудеет, и ты скажешь: "Забыл меня Господь". Но не Господь тебя забыл, а ты забыл, что тебе нужно смиряться, и потому благодать Божия не живет в душе твоей; в смиренную же душу она легко входит и дает ей мир и покой в Боге. Божия Матерь была смиренна более всех и потому прославляется и небом и землею; и всякий, кто смиряется, будет прославлен Богом и будет видеть славу Господню.

* * *

Долго я мучился, не зная пути Господня, но теперь многими годами и многими скорбями и Духом Святым познал волю Божию. Все, что заповедал Господь (см.: Мф.28,20), надо в точности исполнять, ибо это есть путь в Царство Небесное, где будем видеть Бога. Но не думай, что ты видишь Бога, а смиряй себя и помышляй, что по смерти будешь ввержен в темницу и там будешь томиться и скучать по Господу. Когда мы плачем и смиряем душу, то Благодать Божия хранит нас, а если оставим плач и смирение, то можем увлечься помыслами или видениями. Смиренная душа не имеет видений и не желает их, но чистым умом молится Богу, а тщеславный ум не бывает чистым от помыслов и воображения и даже может дойти до того, что будет видеть бесов и говорить с ними. Пишу об этом, потому что сам я был в этой беде.

Знай, что если помысл твой уклоняется следить за людьми, кто как живет, то это признак гордости.

Внимай себе. Наблюдай за собою и увидишь: как только душа превознесется пред братом, так вслед за этим приходит плохой помысл, который неугоден Богу, и чрез это душа смиряется. А если не смирится, то придет некое малое искушение. Если опять не смирится, то начнется блудная брань. Если же опять не смирится, то впадет в некий малый грех. Если и тогда не смирится, то будет больший грех. И так до тех пор будет грешить, покамест не смирится. Но как только покается, так Милостивый Господь даст душе мир и умиление, и тогда пройдет все плохое, и уйдут все помыслы. Но после держи смирение всеми силами, иначе опять впадешь в грех.


 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение