страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Великие русские старцы XX века

Великие русские старцы XX века


Начало
АФОНСКИЕ СТАРЦЫ
Старец иеросхимонах Аристоклий
Старец Кирик
Преподобный Силуан Афонский
ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ
Преподобный Варсонофий (Плиханков)
Преподобный Анатолий (Потапов)
Преподобный Нектарий (Тихонов)
Преподобный Никон (Беляев)
Cвятой праведный Алексей Мечев
Старец Феофил (Россоха)
РАДОНЕЖСКИЕ СТАРЦЫ
Преподобный Варнава
Старец Зосима (в схиме Захария)
ЗОСИМОВСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Герман
Преподобный Алексий (Соловьев)
ВАЛААМСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Иоанн (Алексеев)
Старец Михаил (Питкевич)
ОДЕССКИЕ СТАРЦЫ
Святой праведный Иона (Атаманский)
Преподобный старец Кукша
Преподобный старец Севастиан Карагандинский
ГЛИНСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Андроник (Лукаш)
Старец Серафим (Романцев)
Преподобный Лаврентий Черниговский
Преподобный Феодосий Кавказский
Преподобный Серафим Вырицкий
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЕ СТАРЦЫ
Старец Симеон (Желнин)
Старец Афиноген (в схиме Агапий)
Старец Савва

Старец Кирик

Афонскому старцу Кирику довелось нести послушание в России - он был послан на Афонское подворье в Москву, где участвовал в издании книг святителя Феофана, Вышинского затворника. Позднее старец Кирик был назначен настоятелем Афонского подворья в Одессе, где обрел широкий круг духовных чад - "от градоначальника до торговок". После революции старец Кирик был духовником братии Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В 30-х годах, по совету Митрополита Антония (Храповицкого), его вызвал в Югославию сербский Патриарх Варнава.

Поучения старца Кирика

Самые главные добродетели суть следующие: искренняя исповедь, считать себя хуже всех и грешнее всех и отсечение своей воли.

Вот основные добродетели всякого человека, а также иноческие в особенности.

Не начинай прежде никакого дела по-видимому самого малого и ничтожного, пока не призовешь ты Бога, чтобы Он помог тебе произвести оное в действо. Рече бо Господь: "без Мене не можете творити ничесоже", т.е. ниже сказать, ниже помыслить. Другими словами: без Мене не имеете права сделать никакого доброго дела! А по сему надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: "Господи благослови, Господи помоги!" при уверении, что без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного; а если делаем что-либо без испрашивания благодатной помощи у Бога на дело свое, то этим только обнаруживаем свою духовную гордость и противляемся Богу.

Итак, при всяком малейшем деле и начинании сего дела: идем ли по ровному месту или по негладкой дороге (под сим словом разумеются разного рода наши дела и занятия во всех видах и родах) - всегда взывай к Господу о помощи, иначе не будет благополучия, не только при обычных занятиях житейского обихода, но даже и при святом деле, но конец его будет печальный и даже греховный, по словам св. Иоанна Златоуста.

* * *

Как только заметишь в себе (при свете совести и закона Божия) - грех ума, слова, мысли, либо какой греховной страсти или привычки, борющей тебя во всякое время и месте, - сию же минуту кайся Богу (хотя бы и мысленно): "Господи прости и помоги!" (то есть прости, что я оскорбил Тебя, и помоги, чтобы не оскорблять Твое величие). Эти три слова - Господи прости и помоги, надлежит произносить медленно и несколько раз, или вернее, пока вздохнешь; вздох сей означает пришествие благодати Святого Духа, простившего нам грех сей, за который мы в данный момент каемся Богу. Тогда всякое действие бесовское в мыслях наших, и особенно в воображении, отпадает от нас. Если же бесовское действие снова придет, снова же сотворить покаянную молитву; этим только способом человек достигнет чистоты сердца и мира душевного. При таком покаянии никакая страсть (то есть беспорядочная мысль) или привычка греховная не может устоять, но постоянно умаляться будет и наконец совершенно исчезнет по мере чистоты сердца.

Но чтобы иметь благой навык к покаянию пред Богом, надо возжелать твердую решимость на это спасительное дело и просить Бога укрепить волю нашу на дело сие; и начать оное с того времени, когда день склонился к вечеру и наступает ночь, и тогда пред отходом ко сну надо помыслить: как проведен день? Вспомни - где был, что видел, что говорил и что худое сотворил: против Бога, против ближнего и против своей совести и если что-либо усмотришь греховное, тогда покайся Богу за весь день, а если не усмотришь, не вспомнишь ничего, это не значит, что ничего не случилось, но то значит, что по рассеянности мыслей все забыто; тогда надо каяться Богу и за самое забвение о Боге, говоря себе: забыл я Тебя, Господи! Увы мне! Не забудь же меня, Господи, Тебя забывающего!! И эти слова надо выражать (хотя бы и мысленно) несколько раз протяжным тоном, ибо при таком именно тоне, а не при скороговорке бывает сердце сокрушенное и смиренное; тогда и получится вздох, как знак пришествия к нам благодати Святого Духа, без Коего сам по себе человек - ничто! "Аше не Господь созиждет дом душевный всуе труждаемся", - поет Святая Церковь.


 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение