страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Игумен Авраам (Рейдман)
Благая часть. Беседы с монашествующими
Беседа 40. Слово после пострига сестры М.

Сестра М.! отныне ты носишь имя святой равноапостольной Марии Магдалины, про которую Евангелие от Марка, например, говорит следующие слова: Воскрес же Иисус заутра в первую субботу, явися прежде Марии Магдалини, из неяже изгна седмь бесов (Мк.16:9). Одна из преданнейших учениц Господа Иисуса Христа в свое время была не только далека от Бога, но и одержима даже не одним, а семью бесами. Господь Иисус Христос не презрел ее душевную нечистоту, а призвал ее на свое служение и исцелил. И она одна из первых увидела своего возлюбленного учителя воскресшим, как повествует об этом Иоанн Богослов: Во едину же от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тьме, на гроб и виде камень взят от гроба. Тече убо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, егоже любляше Иисус, и глагола има: взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его. Изыде же Петр и другий ученик, и идяста ко гробу. Течаста же оба вкупе, и другий ученик тече скорее Петра, и прииде прежде ко гробу. И приник виде ризы лежаща, обаче не вниде. Прииде же Симон Петр вслед его, и вниде во гроб, и виде ризы [едины] лежаща, и сударь, иже бе на главе его, не с ризами лежащ, но особь свит на едином месте. Тогда убо вниде и другий ученик, пришедый прежде ко гробу, и виде, и верова. Не у бо ведяху Писания, яко подобает Ему из мертвых воскреснути (Ин.20:1-9), - т.е. уверовали, нужно полагать, не в то, что он воскрес, а уверовали в слова Марии Магдалины, ведь сначала они не поверили такой странной вещи, что Спасителя нет во гробе, это казалось им совершенно невозможным. Идоста же паки к себе ученика (ст.10). Не проявили они терпения и в растерянности ушли. Мария же, как говорит Евангелие, стояше у гроба вне плачущи. Якоже плакашеся, приниче во гроб (ст.11). Конечно, сейчас мы, прекрасно зная это повествование, предвидим, что будет, но Мария, находясь в тот момент у гроба, не имела никакой надежды, не могла обрести даже и того утешения, которое она предполагала найти в оказании последней услуги своему возлюбленному учителю, т.е. в помазании его миром. в таком безысходном отчаянии она плакала, однако же не ушла от гроба. мы не знаем, какие чувства она испытывала: может быть, все-таки втайне надеялась, а может быть, просто любовь к Господу Иисусу Христу, не объяснимая никакими умственными рассуждениями, заставляла ее пребывать там, и плакать, и приникать ко гробу. И виде два ангела в белых [ризах] седяща… (ст.12). И вот эта ее любовь к Господу Иисусу Христу, когда, казалось бы, уже не на что было больше надеяться, уже нечего было больше ожидать, сделала ее достойной лицезреть ангелов, возвестивших ей своим явлением о воскресении Спасителя или по крайней мере показавших, что вовсе не произошло больше никакого человеческого события, никакой дополнительной скорби, помимо смерти возлюбленного учителя. И виде два Ангела в белых [ризах] седяща, единаго у главы, и единаго у ногу, идеже бе лежало тело Иисусово. И глаголаста ей она: жено, что плачешися? глагола има, яко взяша Господа моего, и не вем, где положиша Его (Ин.20:12-13). Но человек, любящий Господа Иисуса Христа, не может утешиться даже духовными явлениями, пока не сподобится созерцания того, к кому он стремится всей своей душой, то есть самого возлюбленного нашего учителя Господа. И сия рекши обратися вспять и виде Иисуса стояща, и не ведяше, яко Иисус есть (Ин.20:14), должно быть, оттого, что не было ей это духовно открыто, или по той простой причине, что глаза ее были застланы слезами и она не ожидала увидеть живым того, кого она, как в тот момент думала, уже и мертвым увидеть не могла. Глагола ей Иисус: "жено, что плачеши? кого ищеши?" она же, мнящи, яко вертоградарь есть, глагола Ему: "Господи, аще ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его, и аз возьму Его" (Ин.20:15). Мария показывала необыкновенную любовь и преданность Господу тем, что упрашивала, не боялась смириться и унизиться перед, как ей казалось, садовником, только для того, чтобы послужить своему Господу и по смерти его. Но вместо этого она услышала свое имя и по этому произнесению имени, возможно по каким-то ей одной ведомым интонациям, и одновременно действием духовным, она поняла, что с ней говорит Господь. Глагола ей Иисус: "Марие". Она же, обращшися, глагола Ему: "Раввуни", еже глаголется, учителю. Глагола ей Иисус: "не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему; иди же ко братии Моей и рцы им…" (Ин.20:16-17). Мы знаем, что некоторых своих учеников Спаситель Сам призывал прикасаться к Своему телу, чтобы они убедились в том, что Он воскрес из мертвых, что явился им не призрак, не дух, но воистину совершенный человек, обладающий душой и телом. Марии же Он сказал Не прикасайся Мне не потому, что она была хуже прочих учеников а оттого, что она, напротив, имела веру большую, чем другие, ей достаточно было только одного слова и не нужно было прикосновений, какие были необходимы апостолу Фоме или женам-мироносицам, припавшим к Его ногам и их обнявшим. Ей этого не надо было, потому что слова Спасителя ей все объясняли: Не у бо взыдох ко Отцу Моему, т.е. не нужно ко мне прикасаться и проверять, Я ли это, потому что это действительно Я, и еще не взошел к Богу; подлинно Я Сам стою перед тобой. …Иди же ко братии Моей и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин.20:17). Так закончилось это необыкновенное явление, и Господь здесь назвал себя братом всех своих учеников, потому что сказал: Восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему. И конечно же, Он усыновил Богу Отцу и равноапостольную Марию Магдалину и сделал ее Своей сестрой по благодати, будучи сам Сыном Божиим по природе. Мария имела любовь, преданность Господу Иисусу Христу, искала Его даже тогда, когда вроде бы уже не на что было надеяться, когда и гроб Господень оказался пустым. Можно провести аналогию с нашим сердцем: бывает, что мы не просто молимся с некоторой сухостью, но как бы ощущаем в душе совершенную пустоту (хотя, конечно, в этом более наша вина, все же мы имеем право на такое сравнение). Но если мы к этому гробу - к нашему пустому сердцу, будем приникать, несмотря ни на что будем плакать, и молиться, и искать Господа, то вдруг неожиданно для нас благодать Божия посетит нас и мы увидим, ощутим в своем сердце то, чего никак не ожидали, - живого Бога. Живого - потому что Он как бы воскреснет; словно умерший из-за наших грехов, Он воскреснет ради нашей любви, ради нашей преданности Ему. Вот в этом, сестра Магдалина, подражай святой равноапостольной Марии Магдалине: никогда не теряй надежду, ищи Бога даже тогда, когда, казалось бы, найти Его уже невозможно, ищи Его, плачь, кайся, молись, и Он утешит тебя невидимым для других, но истинным Своим явлением.

28 апреля 2001 г.

Игумен Авраам (Рейдман)
Благая часть. Беседы с монашествующими. - Новотихвинский женский монастырь

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение