страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Игумен Авраам (Рейдман)
Благая часть. Беседы с монашествующими
Беседа 39. Слово после пострига сестер Е. и Ф.

Дорогие сестры! Вы приняли начаток ангельского образа, вы запечатлели себя для того, чтобы подготовиться к подвигам, подвигам умным, подвигам духовным, чтобы подготовить себя к принятию полного пострига и принесению обетов перед Господом, Божией Матерью, ангелами, святыми и всеми сестрами нашей обители в том, что вы будете жить только ради Господа, будете всегда иметь в уме его спасительные повеления. Для чего люди оставляют мир? Для чего люди избирают особенный, странный, непонятный многим, даже среди верующих, образ жизни? Почему мы не стремимся к тому, чтобы принести пользу людям в миру? Почему мы не стремимся к тому, чтобы познавать глубины премудрости, изучать мир, изучать творения многих великих людей? Почему не стремимся даже к тому, чтобы чисто умственно, отвлеченно изучать предания святых отцов, как это делают те, кто устремляется к благой цели (не будем это порицать) получению богословского образования? Потому что, по словам Господа нашего Иисуса Христа, Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душу свою отщетит (Мф.16:26)? И не можем мы принести пользу другому, если сами себе принести пользу еще не смогли или не сумели и, пытаясь привлечь других к плодоношению, еще не чувствуем духовных плодов в своем собственном сердце. Апостол Павел говорит апостолу Тимофею: "ты сам прежде должен вкусить плодов от того учения, которое ты преподаешь" (2Тим.2:6). Тем паче это относится к людям, не имеющим такого служения, при котором помощь ближним вменяется в обязанность: к людям, не имеющим служения священнического или вообще наставнического. Тем более мы сами должны позаботиться о себе, чтобы принести пользу своей душе, чтобы прежде всего свою собственную душу сделать пригодной для жизни вечной. На каждой литургии священник читает в алтаре тайные молитвы, где говорится: даруй "нам в настоящем веце познание твоея истины, и в будущем живот вечный". Значит, мы с дерзновением молимся о том, чтобы те, кто с нами соединяет свою молитву в святом храме, да и вообще все православные христиане, еще в этом веке познали истину. Познание истины - это не есть человеческая мудрость и даже не есть только умственное усвоение Святоотеческого предания. Познание истины - это опытное ее переживание. Познание истины - это богообщение. Господь наш Иисус Христос говорит: Аз есмь путь и истина и живот (Ин.14:6). Когда он исповеднически стоял перед Понтием Пилатом и сказал ему, что он на сие родился в мир, дабы возвестить истину (см. Ин.18:37), тогда Пилат, как человек, желавший оправдать себя, желавший показать, что познание истины - это слишком туманная, слишком абстрактная цель, как думали об этом многие язычники, спросил: "что есть истина?" (Ин.18:38). И совсем не выслушивая, не желая выслушать ответа, как говорит Евангелие, вышел. Он считал, что на этот вопрос ответа не существует, - а перед ним стояла сама истина. Святые отцы иногда называют Господа Иисуса Христа "самоистина", потому что он есть живая истина. Истина - это не какая-то отвлеченная мысль, самая мудрая, полезная и даже духовная. Если мы будем останавливаться на созерцании таких размышлений, то мы не придем к большему и высшему: к богообщению, к созерцанию того, кто является источником бесконечным, не переполняющимся, преизобильным всякой доброй, умной и полезной мысли. И с нашей православной точки зрения, в особенности с точки зрения монашествующих, познание истины - это вступление с ней в общение, когда истина живет в нашем сердце, когда она говорит в нас или руководит нами, исполняет с нами заповеди, когда она действует в нас - не мы сами, а она через нас. Когда она делает добро, а мы являемся лишь ее орудиями, бесконечно благодарящими благость Божию за то, что она усвоила нас себе, за то, что она сделала нас орудием этой Всесвятой истины, этой самоистины - Господа Иисуса Христа. Поэтому гораздо более мудрым можно назвать человека, имеющего пусть ограниченные, скромные знания (и при этом по простоте своей не завидующего тем, кто имеет их только умственно), но в сердце своем, в душе своей содержащего живого Господа, Сына Бога Живаго - Господа Иисуса Христа. Истину можно выразить всего несколькими словами. Когда Спаситель спросил апостолов: "За кого вы почитаете Меня?" (Мф.16:15), то святой апостол Петр от лица всех прочих сказал: "Ты - Христос, Сын Бога Живаго" (ст.16). Вот это есть истина, а знание только отвлеченное, чисто теоретическое, приносит мало пользы, хотя и оно есть откровение свыше. Опытное же познание того, что Иисус Христос есть Сын Бога Живаго, - это уже наше спасение. Поэтому справедливо Церковь молится и, взывая к Богу, просит о своих чадах: даруй "нам в настоящем веце познание твоей истины, и в будущей живот вечный". Ведь если мы в сей жизни познаем истину, познаем опытно, познаем в своих сердцах, всем своим существом, то эта истина преобразит нас и сделает пригодными для жизни будущей, для царства Небесного. Поэтому, сестры, вы должны стремиться к познанию истины - прежде всего через понуждение себя всеми силами, со всею ревностью, всем существом своим к молитве Иисусовой. Вы должны понимать, что молитва - это не просто одно из монашеских деланий, но это - вступление в общение с Богом, это, как говорит некий преподобный отец, "океан, обтекающий всю землю и орошающий ее", ведь про умное делание действительно можно сказать, что оно объемлет всякую добродетельную жизнь, все заповеди.

Вслед за этим имейте, сестры, и послушание, отсечение своей воли, помните о заповедях, содержите их всегда перед глазами, не забывайте о том, что дело ваше - это прежде всего соблюдение заповедей. При каждом деле, при любых обстоятельствах, в любом месте самое главное - исполняйте заповедь: сидите ли, работаете ли руками или умственно, беседуете ли с кем, - вы должны всегда помнить о том, что в это время вы совершаете свою самую главную, самую великую и, может быть, единственно важную работу - вы с помощью Господа Иисуса Христа, который всегда с вами и помогает вам, трудитесь над исполнением Евангелия. И это есть то самое умное делание, которое и в этом веке, и в будущем приведет вас к познанию истины и даст вам надежду обрести в будущей жизни царство Небесное. Аминь.

7 апреля 2001 г.

Игумен Авраам (Рейдман)
Благая часть. Беседы с монашествующими. - Новотихвинский женский монастырь

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение