страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 496

Писанием вашим, от 24 января, описываете свое устроение. Вы страдаете мнением от самосмышления, что вас смущает и беспокоит; и сколько могу полагать, произошло от высокого о себе мнения; когда вы после рассеянной жизни жили очень скромно, то и приходило вам на мысль, что вы уже исправились; которая (мысль) возрастая постепенно, питала в вас внутреннего фарисея, а это самое и есть причиною, чтобы невольно уже впали в разные мнения: ненависти, страха и прочего, - что вас и лишает спокойствия. Господь наш Иисус Христос научил нас, как можем найти спокойствие: "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим". Видите, что в кротости и смирении, которых лишение причиняет беспокойство и смущение; явно, - что где нет смирения, есть гордость и самолюбие, произрастающие плоды неприятные, вкушаемые вами. То куда бы вы ни заехали, хотя в дальние страны, но пока не смиритесь, не можете успокоиться. Смирение рождается от истинного послушания и отложения самосмышления, когда мы ни в чем не доверяем себе, но волю свою и разум отсекая вверяем другим, могущим нас управить; и то только приемлем за правильное и делаем, что они искусят быть спасительно, хотя бы нам и противным казалось; этот самый удобный путь, который нам показан в учении святых отцов, прошедших опытом духовную жизнь и потерпевших брани духовные. - Вы думаете, что, переехавши в другое место, где вас не знают, будете уже и покойны, но напротив это будет так на две недели или на месяц; а там те же брани на вас восстанут, и вы только и будете с места на место переходить. Вы же избрали место сие по жребию вынувшемуся; то как вы считаете: оставить место, указанное вам жребием, с молитвою вынутым, не будет ли противлением воле Божией? Но вы, как вижу, вряд ли устоите на сем месте. И потому-то выбирать или делать что-либо по жребию, - не нашей меры; это делали святые апостолы и великие отцы, и когда им доставалось идти в какую страну или что-либо предпринять, они встречали скорби мужественно, верно зная, что есть воля Божия в сем пути потерпеть им оные, за спасение ближних и себя. А мы, избирая таким образом что-либо, думаем найти покой и благоденствие; а коснись какая скорбь, то и падаем духом. Так нам и надобно больше молитвою и вопрошением опытных отцов жизнь свою управлять и места избирать; так о сем и отцы нас научают; а чтобы бросать жребий, - отнюдь нет наставления. Вы заботитесь о духовном отце, которого имеете в городе; боитесь, что мать игумения не позволит к нему ходить; и в этом должны не следовать своей воле и разуму, а подчинить себя общему правилу вашей обители и у монастырского духовника исповедываться, ибо и ему дана такая же благодать от Бога, - вязать и решить грехи кающихся. Без сомнения приступайте к сему таинству, ибо Сам Христос невидимо предстоит. Примите сей совет, по вере вашей вам предложенный, и когда обрящете пользу, припишите сие Богу, вразумляющему и бессловесных; а если что противное и несогласное с истиною написал, то припишите моему неразумию, свойственному человеческому несовершенству, и, покрыв христианскою любовью, простите. Я же остаюсь желатель, да обрящете мир, спокойствие и совершенное спасение души вашей. И. М. февраля 5 дня 1847 года.

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.503-504
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение