страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 491

Писанием твоим просишь моего наставления в жизни твоей. Описываешь свои смущения, при откровении помыслов бываемые, и какой терпишь труд, открываясь; а не открываясь, паки и паки находит смущение; также и о постриге смущаешься. На сие скажу тебе, что смущение твое происходит от действия вражьего: он завидует твоей пользе и наводит на тебя разного рода смущения, боязнь, неверие, негодование; а после и тем ввергает в уныние, что не откровенна, и внушает требовать вопросов от самой матери, и приписывать ей вину, что будто тобою не занимается. У тебя только в том и время проходит; когда ж ты мирно помолишься Богу? И как смиришься, когда всякое смущение противно есть смирению, и обличает гордое устроение? Прочти у св. аввы Дорофея поучение, что лукавый ненавидит гласа утверждения и творит оному препятствие, потому что обличаются его коварства (Поуч. 5-е). Далее же увидишь и о извещении, яже о себе "и не ово возвещати, обо же умалчивати, но все возвещавати", и отвергати свой разум и волю. Также у св. Симеона Нового Богослова, хотя многие главы есть о сем, но особенно о испытании себя и откровении, - главы 121 и 122 ясно нас научают, как поступать; и паки св. Кассиана слово к Леонтину игумену, где очень ясно сказано, что "чрез откровение помыслы злые увядают", и проч.; у св. Каллиста главы 14 и 15 довольно пространно о сем предмете научают, где помещено из св. Иоанна Лествичника, что "от послушания рождается смирение, от смирения рассуждение" и проч. Это и есть послушание, чтобы, открывая свои помыслы, принимать слова на оные, яко от уст Божиих. И хотя всем добродетелям приписывают великую силу, но послушание св. отцы назвали такою добродетелью, "без которой никтоже из заплетенных страстьми узрит Господа". 44-я глава Симеона Нового Богослова называет послушание отвержением себя, по слову Божию: иже хощет по Мне идти, да отвержется себе (Мк.8:37), т.е. отвержет свою волю и разум. В твоем же устроении совсем противное усматривается; хотя ты и имеешь намерение пожить в послушании и откровении; но, не исполняя сего, винишь матушку, что она тобою не занимается, а другими более. Это истинная ложь. Сама ты говоришь, что не знаю, в чем открываться: а когда что и есть, приду и забуду. Во избежание сего, как только заметишь приходящего волка, да украдет и погубит твое устроение, какими бы то ни было страстными помыслами, тотчас запиши, чтобы не забыть, а пришедши и объяви их. О том не смущайся, что будто не так говоришь или не все сказала; это сеть вражья, дабы смутить тебя; также и это отвергай, что мать тобою не занимается: от твоей веры зависит твоя польза, и юное отроча просветит Бог возвестить тебе пользу; а когда без расположения, - то хотя к пророку пойдешь, то и оного обезумит Бог (св. аввы Дороф. поуч. 5-е). Это все сеть вражья, чтобы тебя против матери восставить. Ты можешь и сей помысл сказать, но в виде покаяния, а не упреков или выговоров. Когда так будешь поступать, то умиротворишься и успокоишься. Постриг без сомнения принимай: это таинство покаянием и смирением к Богу приближает. Просить о принятии мать П. не усомнись, а со смирением припади. Да будет на тебе мир и благословение Божие! И. М. 4 апреля 1846 года.

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.498-500
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение