страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 442

Преподобнейшая мать и сестра М. и сестра И.!

Из письма вашего, по силе немощного моего ума, усматриваю ваши немощи, одной телесные, а другой душевные; хотя и в себе их премного исполнен; но однако душевно соболезную о вас, сестры, и истинно, как собственно себе, желаю вам благодушествовать.

Первой в телесных своих немощах, яко невольных от Бога посланных для исцеления души, укрепляться надеждою на неисследованное и премногое милосердие Божие, что от любви сие послано и ко удержанию многих страстей, коих бы была без сего содеятельница и прогневала бы Господа: а ныне хотя неволею свободна, хотя и не вовсе; а только требуется едино терпение и благодарение, - и оными, благостью Божией, сподобимся вечной жизни блаженства.

А второй, волею в страстях обращающейся, зело о сем соболезновать и приносить покаяние Вземлющему на рамо заблуждшее овча, Который и всегда готов нас обращающихся принять, и отнюдь не уповать на себя или на свой разум, а охраняться и слушаться опытнейших, и, может быть, искусы сих много ведущих; и отревая всякое неверие, и умственно и чувственно повергать себя перед всеми, - да Господь, призрев на смирение и сознание вольное, послет Свою помощь: и тогда победа над врагом одержана явится; яко же и аз скудоумнейший и последнейший любви вашей советовал; аще бы восхотели послушать, послал бы Господь исцеление. Вы изъявляете свое к ней сожаление, но се есть видимая страсть: я мню, - тогда бы было сожаление ваше истинно, когда бы взирали на конец, и не только на будущий, но и на нынешний, т.е. - удержанием от того и понесением, через сие, с обеих сторон, кратковременной болезни, - получили бы обе исцеление и спокойствие. Представьте себе больных, которые бы вместо целительных лекарств принимали бы вредные потому только, что они им кажутся вкусными, а те горькими; кто не сочтет их глупыми или по крайней мере полуумными? Пример очень явственный; но там о теле, а здесь еще важнее, - касается до души; потреба молиться и других молитвы призывать, а себя понуждать и терпеть болезнь.

Что скудоумию моему вложил Господь, написал; и вы вложите в уши ваши, и рассуждением испытайте, и потщитесь, с помощью Божией, на дело. И. М. 8-го июля 1829 года.

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.454-455
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение