страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 393

Ты приняла мое письмо со скорбью; но я писал к тебе не с тем, чтобы тебя оскорбить, но доставить пользу. Ты жалуешься на свой несносный характер; когда же оный для тебя несносен, то каким должен быть для других, а паче для матери Н., пекущейся о твоем спасении?

И когда она вместо благих плодов: смирения, терпения и любви, видит противное? И не оставляет тебя единственно только из послушания и надежды: - не будет ли исправления? Мне также это прискорбно, - и не видя, а только слыша, получая ваши письма; и невольно должен был употребить строгость, потому что мягкие слова не только не пользуют, но и вред приносят. Ежели же ты имеешь веру к моей худости, то не должна ли принять и наказание, яко от любви, а не от ненависти происходящее? В противном случае, мне стоило бы оставить тебя и замолчать, предав тебя идти своею волею и разумом. Но я, хотя и предоставляю это на твою волю, но пока ты сама не бросишь грешного Макария, я все тебя возбуждаю и показую тебе путь. Ежели бы ты сначала внимала словам моим, - да и не моим, а словам и учению св. отцов, которые я тебе предлагал к руководству, то давно бы ты имела облегчение в своих страстях.

Когда есть у тебя мои письма, то прочти показанные в оных тебе места учения св. отцов, нужные для тебя, и отдай себе отчет: имела ли ты попечение вести себя по оным, по силе твоей, сколько можно? И ежели нет, то кто ж тебе виноват в том, что ты лишала сама себя пользы? Первое - отвержение себя, т.е. своих страстей, самое нужное; а к сему удобнейшее средство, яко основание, иметь веру к путеводительнице и во всем ей открываться; отсекать свою волю и разум и иметь совершенное послушание; при таком твоем делании и понуждении к сему, все бы сети вражьи сокрушались, и страсти твои получали бы облегчение, а ты - спокойствие. Св. Лествичник пишет, что "без послушания никто же от страстных узрит Господа", а в слове св. Кассиана к Леонтину: "И само то, еже открывати мысли отцем, немощнейшие я творит". Но ты, напротив, ничему этому не следуешь, и, вместо плодов мира, обираешь плоды смущения; жалуешься на свой характер, а виновата сама кругом. Ежели теперь понудишь себя к деланию, то, при Божией помощи, характер твой дурной превратится в хороший, а ежели пребудешь в таком же устроении, то он будет еще несноснее и для тебя, и для других. Что в этом толка, что ты иногда мирна и до излишества; а иногда смущена до тяжести и себе, и другим? Надобно наблюдать середину, то гораздо будет полезнее.

Когда тебе придет твой тяжелый нрав, - вини себя, а не других; и понудь себя к откровению, что тебя смущает, хоть бы и на мать Н. что пришло; не бойся, говори ей, получишь облегчение. Знай, что это враг тебе запинает и хочет тебе погибели, а после и в отчаяние влагает; всему этому корень есть гордость, а победа на оное - смирение.

Смотри ж теперь, написал ли бы я тебе столько, ежели бы хотел тебя бросить? Но я желаю тебе пользы и учу, и наказую, и желаю знать: какой принесут плод сии мои писания? Ожидаю от тебя уведомления, а о матери Н. удостоверения, и, прося на тебя от Бога помощи, остаюсь недостойный твой богомолец, многогрешный И. М. 3 января 1843 года.

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.411-412
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение