страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 197

Не одна ты недоумеешь, как умиротворить М.Е.; и я, очень о сем сожалея, не нахожу средств к доставлению ей спокойствия. - Сколько писал и говорил ей, что от послушания бывает стяжание смирения и побеждаются страсти; а в ее устроении противное видится: она не покоряется без рассуждения и не отвергается своего разума и воли; но принимает совет вражий, представляющий ей, что ты ее не любишь, ею не занимаешься. Вместо того, чтобы стяжавать смирение, могущее ее успокоить, она, водясь гордостью, обретает зависть и мучит оною и себя, и тебя. А когда бы обращала внимание свое на смирение, то враг не мог бы ей показывать то, чего совсем нет; да и какая ей нужда испытывать, с кем как обращаешься и кого больше любишь? Она должна смотреть на свои действия, есть ли у нее к тебе любовь? А где любовь, там нет зависти рвения: любовь всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, и николиже отпадает (1Кор.7:8). А любовь не духовная, а плотская, не любит соперничества, и потому, вместо упокоения, обретает смущение. - Говорит: не понесу оставления тебя; да какая же польза быть в таком всегдашнем волнении и смущении? Я не могу и тебя одобрить за раздражение, но в ее устроении видно бедственное положение; уже не ты должна ее окормлять, а должна ей покоряться. - Не знаю, что тут и делать? Разве попробовать не внимать ее смущению и не уверять, что ты поступаешь с нею, как должно, а тебе должно иметь в совести перед нею правость, - и довольно; - а языком не оправдываться, пусть сама познает свою ошибку и немощь, и смирится. Ты же старайся себя укорять за ярость свою, а скорбь сию считай посланною к твоему искусу, так как и прочие скорби к научению тебя терпению и плодам оного. Смирение есть порождение разума, а разум порождение искушений. Но куда уклоняться от креста? Он всюду нас преследует, ибо не отвне, но внутрь нас имеем залог - страсти наши. Когда бы исполняли заповедь любви, т.е. любите враги ваша, то все бы нас успокаивало; а пока далеки от нее, то и должны невольно сокрушаться скорбями. Да подаст Господь тебе терпение и истинный разум!

Пришлю тебе книгу св. Варсонофия Великого печатную: я только вчера получил; и сердечно порадовались, что удостоились видеть в печати столь полезную книгу. 9 августа 1852 года.

Получил книгу и спешу послать к тебе оную. - Святые отцы Варсонофий Великий и Иоанн да подадут тебе наставление и утешение во всякой скорби. Что значат мои слова, против их учения?

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.226-228
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение