страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 140

Достопочтенные о Господе мать К. и М.У.!

Блаженны вы, обретшие краткий и легкий путь ко спасению верою в молитву, приложенную вами при письме; я удивляюсь такому вашему малодушию и вере таким бредням. Кажется, это близ того, что верить сну Пресвятой Богородицы и 12 пятницам, также письму Иисусову, найденному семилетним отроком.

Назад тому года два или три, подобно сему было рассеяно, что в Риме папа во время литургии слышал таковый же глас: поражу мир бедствиями в 1841 и 1842-м году! На два сии года было назначение и сочинена была подобная молитва, с таким же условием, как вы пишете, и чтобы передавать ее 9-ти человекам, а за неисполнение обещалось наказание. Многие, подобные вам, принялись было за сию проповедь, но после оказалась явная ложь, и похоже, что это умысл папистов; а теперь то же самое изменили на слышанный во Иерусалиме глас - тот же самый. Посудите, может ли одна эта молитва спасти от бед, без дел благих? И как это осмелиться приписать эту молитву преосвященному Антонию Воронежскому? Оставя то, что он не может выдать ее без позволения св. Синода, - оная имеет тонкую армянскую ересь: у них читается трисвятое так: св. Боже, св. крепкий, св. бессмертный, распныйся за ны, помилуй нас. И в сей молитве после трисвятого читается: "Помилуй нас и весь мир Твой от всякия погибели, кровью Твоею, дабы смылись грехи наши". Будто бы вся Святая Троица за нас распиналась и пролила кровь? У нас недавно был послушник, нынешним летом возвратившийся из Иерусалима, а о сем ниже слово сказал; и также недавно был монах у нас из Воронежа, и тот ничего о сем не ведает; а чего бы ближе от них узнать о сей немаловажной вещи?

И так советую вам оставить эту вашу надежду на сию молитву и не проповедывать оной, а кому и сказали, предостеречь от этого суеверия. У нас довольно молитв, положенных в церковном круге: можно ими пользоваться с верою; да и самое трисвятое славословие великую имеет силу; с благоговением и верою прочитывающим подает Господь помощь и милует; а более всего надобно пещись об исполнении св. Его заповедей, и покоряться учению и постановлению св. Церкви, и не слушать таких выдумок и лжесловий.

Не мало удивительно, что просвещением внешним хвалящиеся за ничто ставят преслушать Церковь, например: есть скоромное, а принимать такие нелепости: ежели всякий день читать оную молитву, и девятерым ее передать, - будет избавлен от бед, и в противном случае будет наказан. Это то же самое, что верить сну Богородицы и 12-ти пятницам. Может ли преосвященный Антоний издавать такое учение? Видишь, чем обольщают, именем св. мужа, клевеща на него.

Теперь скажу в касающемся до каждой из вас: ты страдаешь болезнью и ропщешь, что не можешь ходить в церковь, этим погрешаешь. Отец чадолюбивый послал тебе этот крест и не требует от тебя утруждения тела в молитве внешней: оно утруждено болезнью, а ищет от тебя терпения и благодушия. Св. отцы болящих и благодарящих равняют с проходящими подвижническую иноческую жизнь. Советую тебе благодушествовать, а и в церковь ходя, можешь более согрешить. Предайся воле Божией.

Ты же, мати К., хлопочешь о порядках и за них распинаешься. Но Бог весть, будет ли от того какая польза для тебя? Обыкновенно лошади держатся для общей потребы; ежели и игумения на них ездит, то ведь она общая всех мать и печется об общей пользе; в чем же погрешает, за то сама и будет отвечать перед Богом. Что ж из твоей ревности? Еще на тебя же сестры вооружаются. Смотри, имей рассуждение, как лучше поступать, соображаясь с вышеписанным. Пожелав вам обеим мира, здравия душевного и телесного, остаюсь недостойный ваш богомолец мног. И. М. 15 ноября 1844 г.

По написании к вам ответа на ваши письма, в тот же день получаю ваше письмо, от 5-го ноября, о случившихся с вами происшествиях. Поболезновав о вас душою, спешу отвечать и на сие ваше вопрошение: хотя и не нахожу себя достойным к таковым решениям, но, по вере вашей, дерзаю уповать на вразумление Господне к вашей пользе.

Скажу о том, что более тебя беспокоит - клятва: но клятва неразсудная не имеет никакой силы; даже и от священника вязание неразсудное не имеет силы, но от епископа разрешается, по правилам. Есть одна повесть: "В Молдавии митрополит, ехавши по дороге, увидел пастуха, и попросил у него ягненка, а тот ему отказал; он же оскорбившись сказал: "Будь ты проклят!". В то же время некоторым из прозорливых открыто было, что клятва из уст митрополита пошла, и, подошед к пастуху, не могла в него войти, но обратилась паки к митрополиту, и в него вошла". Это ужасная повесть: и потому-то опасно налагать клятву. Ты испытай свою совесть, и в чем виновна, раскайся; когда не допускают для объяснения, заочно кайся и молись за него Богу, и будь спокойна.

Но на должность сама не вызывайся? А когда понуждена будешь за послушание, то можешь принять; однако ж представь и то, что тебя в оной смущает. Ты боишься скорбей и гонений; в этом уповай на Бога; с тобою то только могут сделать, что будет угодно попустить Богу. Смиряйся своим мудрованием, и Бог выше меры не пошлет тебе искушения, а в искушениях-то и познается наша к Богу любовь и упование. - Когда смиришь себя, то и ее Господь силен умиротворить к тебе.

Вот тебе уроки монашеской жизни. Ты только в теории видела и смотрела на нее, а теперь поучайся на деле; недостаток дел наших дополняется скорбями.

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.173-176
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение