страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 42

В чем ты просишь прощения, за то я ни мало на тебя не скорблю, а написал для вразумления; в оном будь спокойна и не бойся меня. Я и не знаю, отчего у тебя родился такой страх?!

Пишешь, что я описал твои мысли о желании уединения. Я не сердцеведец, но, видно, Бог подал слово к твоей пользе. Рассмотри, способна ли ты к уединению? Прочти у св. Лествичника в 4-й степени и в степени о безмолвии, как он предостерегает пускаться в море безмолвия обуреваемым еще душевными страстями. Ладья их еще не вынесет свирепых волн вражьих, восстать имущих на них, и постраждет потопление. Сколько могу заметить, враг борет тебя, чтобы отлучить от места, на коем можешь иметь успеяние; но ты хочешь оное и видеть в себе. Полезно ли это будет для тебя. Не паче ли должна ты видеть свои немощи и страсти и через оные смиряться. И святые отцы чем ближе были к Богу, тем больше себя смиряли, взирая на высоту совершенства, и имели себя под всею тварью. А ты, как заметно, стремишься к совершенству, - и с соблюдением (а Царствие Божие с соблюдением не приходит (Лк.17:20)); и оттого предаешься смущению. Высоко не восходи и долу не преклоняйся, но иди средним путем: пекись о стяжании чистоты сердца, знамение чего есть видеть всех святыми (Исаак, слово 21); и "око благо не узрит лукава". В этом паче и подвизайся, к чему имеешь теперь все средства, имеешь свободу жить, не обременяя своей совести какими-нибудь крамолами, (что может случаться обязанным послушаниями), обеспечена всем, имеешь и книги духовные к окормлению души твоей. В другом месте, может быть, и не попустят тебе так жить, да привыкай к тамошним обычаям; не скоро к другим привыкнешь, да и не понесешь. В этом случае советую прочитать письмо старца Софрония к схимонаху Афанасию, который собирался выходить из Свирского монастыря за некоторые обычаи, кажущиеся ему против правил: как он его смирил и какое дал наставление (Житие старца Паисия).

Ты написала много текстов из св. Исаака, но они не клонят на твою сторону, а в противном убеждают. Говоришь, что не полагала начала ко спасению, вся предана покою телесному и безотчетному усыплению чувств; а выше упоминаешь из 20-го слова св. Исаака, что "нужно еще с радостию принять горькости, да потрясут мало". И это отнесла к тому, что недостойна еще утешения от уединения; то и достойна скорбей, которые, видно, и случаются с тобою: вот уже и не согласно с покоем.

Из 7-го же слова: "Да не возрадуешися о мне, враже мой", "Да не престанет снискивая и пекийся", и прочее привела к тому, чтобы быть ближе в назидании моем. - Но это не относится к сему; а св. Исаак прямо говорит, чтобы в падениях, какие бы ни случались (описав их выше), не отчаивались: "Да не престанет снискивая и пекийся и заемля, и во ины корабли вседая" (пример купеческой торговли, когда погибает корабль) "и о надежде пловый", и проч. и "сей есть премудрый недужник, не отсекий надежды своея". Выше: и да не предаст душу свою побеждению и в самом том побеждении своем; т.е. да не отчается. Видишь, что приведенные тобою слова побуждают тебя не отчаиваться в падениях, кои могут случиться от частости браней, а не на оставление места побуждают, "снискивая и заемля" - находя средства к оставлению греха и к покаянию; а более к смирению влечет. - Потому что где падение, там предварила гордость, по слову св. Лествичника. Св. Исаак в 46 слове пишет, что смирение и кроме дел может нас спасти, а дела без оного напротив бесполезны суть.

По всем сим соображениям можно заключить: что всякий случай есть наш учитель, обличающий наше внутреннее устроение "смотрением Божиим"; и надобно предаться всепремудрому Его промыслу и водительству; как пишет св. Петр Дамаскин, о еже како стяжать веру: "Волиши ли мя упокоити разумом твоим, не противоглаголю; хощеши ли паки смирения ради искушения имети ми, такожде есмь с тобою, и проч.".

Родившаяся в тебе мысль и желание переселиться поближе, в надежде окормления, не могу сказать, чтобы была основательна; но ежели бы и основательна казалась, то места не подают руки к исполнению сего, да и надежда на человека не постоянна. Не Бог ли действует и подает, по вере твоей, слово, могущее тебя воспользовать? - Расстояние не мешает. Ежели духом о Господе расположена, то всегда близ находишься; и имеешь средство - письмо, к сообщению своих немощей; и я, пока подаст Господь силу и разум, не отрекаюсь давать ответы, хотя и сам в язвах и в блате [1] валяюсь. Близкого места я не имею в виду к твоему помещению. Итак, оставь эту мысль, а усядься там, и, как по 33 слову св. Исаака, веруй, что она не полезна; так и по Лествичникову наставлению в 26 степени, в продолжении оной: "елицы волю Божию познати желают". Прочти, что должно творить, и успокойся.

По временам можешь в хорошую погоду и у нас побывать. Обитель ваша хоть отдаленна, но свободна к сношению с нашею. А кто имеет расположение, тому и близко. 30 апреля 1846 года.

Примечания
1. Болоте

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.59-61
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение