страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Преподобный Макарий Оптинский
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Письмо 33

Встретившее тебя прискорбие, от волнения умов, за принятие к тебе С-и, тронуло тебя, и показала немощь чувств, что не можешь быть равнодушна к ничтожным и пустым словам входящих не в свои дела людей. Я знаю, что в сем отношении совесть твоя мирна, то и ничтоже успеет враг на тебя и не преложит твоего к ним мирного завещания на немирствие. Мужество, терпение и самоукорение да пребывает с тобою, которыми низложатся козни вражии. Поговорят и перестанут. Подобные укоризны и мать У. понесла за своих жилиц, но виновна в том не была, теперь же все замолчало. Тебе это на пользу; искушена быв, можешь и искушаемым помощи; а не испытавши сама, конечно и другим не дала бы веры. Я со своей стороны усердно тебя благодарю за намерение доставить С-е по келлие спокойствие и за то, что не отказываешь в сестринском ей совете. Ей нужен совет по неопытности ее, а за всякою малостью невозможно стужать матери игумении; и она в свою очередь обязана все то делать, что может служить к твоему успокоению. Опыт будет обеим вам добрый учитель. Ежели оставить вас обеих без обучения, чтобы никто вас не тронул и не укорил, то от чего научитесь терпению и смирению? Да и по келлии живши вдвоем, удобнее можно познавать свои немощи, нежели одной, и понуждать себя к понесению друг друга. Враг будет стараться насевать, и сам собою и через других, ничтожными вещами смущение: но смирением все его козни упразднятся. Положения ваши в общем содержании весьма благоразумны. О хозяйстве по келлии, которое ты возлагаешь на С-у, можно вменить ей это в послушание, на что, конечно, и мать игуменья даст свое согласие; только для нее полезнее во всяком случае иметь с тобою согласие, а то не долго привыкнуть к самочинию и к самонравию, а еще хуже к любоначалию.

Не смотри на обвинение тебя за препятствие С-е часто ходить по келлиям; я уже ей писал, что это будет ей неполезно, да и келлейный мир может нарушиться. Одной быть опасно, а идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посред их, глаголет Господь (Мф.18:20). Временный и выход может доставить пользу, но частый - вред.

О племянницах твоих да устроит Господь к полезному им. По нашему мнению, кажется, еще рано взошли тучи скорбей на горизонт их жизни: но в недоведомом нам промысле Божием, может быть, назначено дню, - т.е. мужественному возрасту их быть ведренному. А может быть скорбями здешними определено им войти в покой вечный.

О В-е ты пишешь, не готовится ли этот ребенок в другой путь: я с этим согласен. N.N., когда отправляла его в Москву, была у нас и служила молебен Божией Матери в скиту; следовательно, она поручила его Господу Богу и пречистой Его Матери; этот случай, конечно, не без промысла Божия с ним произошел. Желание родителей - воспитать детей для света; а о том, какие предуготовляются им скорби, (хотя и испытывают сами их), ни мало не помышляют. То, видно, уже Сам Господь, храня его от предлежащих будущих скорбей, настоящими предуготовляет к другой жизни, к прискорбию в настоящее время родителей, но к радости впоследствии. И. М. 16 января 1845 года.

Письма преподобного Макария Оптинского. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2002, c.47-49
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение