страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Святитель Феофан Затворник
Письма. Выпуск VII
Письмо 1454

Милость Божия буди с вами!

Беспокойство, - по случаю налагающегося на ваши руки осиротевшего семейства, - разорительно для духовной жизни. И конечно лучше б было, если б его не было. Но как дело это уже зацепило вас, - и не по воле, то надо покориться воле Того, Кто устрояет течение жизни нашей. Племянников надо поставить на ноги, - и вдове способствовать - пойти доброю дорогою.

Надо только при этом и собою заняться, - и заботы о сиротах так вести, чтоб они не разоряли. Это извольте сами устроять внутри, - с Божиею помощью, - всякий раз, как встретится беспокойство. - Делайте возможное.

Что вообще эта забота пришла, это может быть благодетельно. Она вас избавит от закаления в эгоизме: вы одни и все только о себе. А тут и о других.

От этой случайности большой беды не будет. - А саможаление - на которое вы жалуетесь - уже опасно и пагубно. - Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни; то это худо. Тут видно лукавство пред собою самим, - самое злое из всех лукавств.

Вы на саможаление, как видится, смотрите очень легко, почитая случаи уступки ему неважными действиями. Тут у вас большая ошибка. Случаи саможаления точно бывают ничтожные; но не ничтожно присутствие в душе сего саможаления. Ибо что оно значит? - Значит, что самоугодие у нас с вами сильнее Богоугождения. Положили мы то и то делать, сознав то нужным в деле устроения спасительной жизни, - и угодным потому Богу; а потом отказываемся от этого не почему другому, как потому, что этот отказ приятнее нам, телу или душе. Значит, в этот раз мы переходим от богоугождения к самоугодию. Совесть видит нашу неправость - и беспокоит. - Она права. Не следовало себя связывать: то и то буду делать в видах подвижничества, когда не было уверенности одолевать себя всякий раз. Например, положили не пить чаю, а потом выпили чашечку. - И беспокоитесь. Дело не велико - выпить чашечку, но велико то, что совесть оскорблена, - и что допускаются дела, нарушающие прежние решения ваши и сознания. Этим разоряется внутренний строй, - и образуется навык не внимать совести, когда она указывает должное. - А тут - и бесстрашие придет, и совершенное равнодушие к Богоугождению: лучше не вязать себя правилами до мелочей, а иметь одно общее: всякий раз действовать наперекор требованиям самоугодия. И если допускать какую льготу телу, то не по поблажке ему, а по сознанию необходимости того для здоровья. - Чай не пить хорошо, - и здорово. Но как в иных случаях он придает бодрости телу, то можно тогда выпить чашку. Так бы и следовало положить: буду по временам воздерживаться от чаю. Потому что иногда это очень легко обходится. - А то лучше всего такими дробностями себя не вязать. А общее держать: не делать угодия плоти, - и в этом духе действовать, - всякий раз составляя решения.

Я чай выставил для примера; но так действовать надо и в отношении ко всему - к пище, ко сну, прогулке, отдыху, и проч.

Что мешает внутреннему строю, того ни под каким видом не допускать. Вот для этого и надо под боком иметь старца. Лучше всего для этого идет духовник. Мало-мало, что встретится, тотчас спросить. Совесть будет спокойна. - А то она будет законно теребить.

Успеха, говорите, нет. - И не будет, пока есть самоугодие и саможаление. - Саможаление и самоугодие прямо свидетельствуют, что в сердце преобладает я, а не Господь. Самолюбие и есть живущий в нас грех, от коего вся грешность, и который делает грешным всего человека, - с ног до головы, - пока он имеет место в душе. А когда грешен весь человек, как придет к нему благодать? Не придет, как не пойдет пчела туда, где дым.

Присутствие самолюбия есть знак, что первое решение работать Господу сформировалось неполно и неудачно. - Решение это имеет два конца: один - да отвержется себя, и второй: да по Мне грядет. - Первый требует совершенного подавления эгоизма или самолюбия и следовательно недопущения самоугодия и саможаления, ни большого, ни малого. Следовательно в ком они есть, у того решение было не полно.

Такое решение делает человека подобным тем лицам, о коих в Апокалипсисе говорится: ни тепл, ни хладен, ни то, ни се. - Спастись хочется, а самопротивления не допускается. Нельзя Богу работать и мамоне.

Все сие привожу вам на мысль, чтоб вы процензоровали себя и хорошенько определили, - что у вас там в сердце - я, или Господь. За тем сесть и рассудить, как же быть.

Пишете, чтоб я помолился об избавлении вас от самоугодия. Об этом что молиться? Бог не услышит. Он слышит молитву только о тех, которые не самоугодничают. - И самого человека - всякого Бог слышит только тогда, когда он не страдает сими первородными дщерями греха.

За не саможаление и не самоугодие только и подает Господь благодать и преуспеяние. Самих же их не подает, - а требует, чтобы их сам человек возымел, - как задаток, что ему стоит оказать милость.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш богомолец Е. Феофан.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуски V, VI, VII и VIII. Том II. - М.: Правило веры, 2000
Собрание писем святителя Феофана. Выпуск восьмой. Издание Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1899. C.188-191

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение