страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Святитель Феофан Затворник
Письма. Выпуск VI
Письмо 947

Милость Божия буди с вами!

Вот и я провинился пред вами не скорым отвечанием.

Прошу извинения.

Что вы писали о себе по поводу прелестного образа самоотвержения, то добре. Самый разумный образ поведения в отношении к другим не скрипеть, чтобы все шло как по маслу. Без борьбы нельзя, потому что сюда встревает наше я, и как еж колючки свои выставляет. Эти колючки и приходится подрезывать или вырывать.

Как вы положили действовать относительно молитвы, добре. Попекитесь так устроиться и навыкнуть. Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы. Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное внешнее.

Но как без тела человек не полный человек, так и без правила молитвенного молитва не полна. То и другое надо иметь и по силе исполнять. Неотложный закон внутренне молиться, и молиться всегда и везде. Молитвословие же не может быть без определенного времени, места и меры. Определение сих трех составляет правило молитвенное. И тут руководитель благоразумие; когда, где, сколько стоять на молитве, и какие употреблять молитвы, всякий может определять по своим обстоятельствам, - увеличать, умалять, передвигать время и место, все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует. Относительно же внутренней молитвы одно правило: непрестанно молиться.

Что значит непрестанно молиться? Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Богу совместно. Мысль о Боге - мысль о Его вездесущии, что Он везде есть, все видит и все содержит. Чувство к Богу - страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание всем угождать Ему одному, с таким же желанием избегать всего Ему неугодного, и главное предание себя в Его святую волю беспрекословно, и принимание всего случающегося, как от руки Его непосредственно. Чувство к Богу может иметь место при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце.

Мысль может быть отвлекаема разными предметами; но и тут возможен навык не отступать от Бога, а всем заниматься при свете памятования о Боге. Вот об этих двух - о мысли и чувстве к Богу всю заботу и иметь надо. Когда они есть, есть молитва, хотя нет молитвенных слов.

Утреннее молитвословие на то и назначается, чтобы водрузить в сознании и сердце сии две вещи. И с ними потом выходить на дело свое и на делание. Если вы утром восставите сие в душе, то вы помолились, как следует, хоть и не все прочитаете молитвы.

Положим, что вы утром настроились так и вышли на дело. С первого шага начнутся впечатления от дел и вещей и лиц, отбивающие душу от Бога. Как быть? Надо поновлять мысль и чувство, внутренним к Богу обращением ума и сердца. А чтоб это удобнее было - надо навыкнуть какой-либо коротенькой молитовке, и повторять ее как только возможно чаще. Всякая коротенькая молитовка идет к сему. Но пригожее всех молитва ко Господу Спасителю: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Трудитесь навыкать ей, и не отставайте, пока навыкните. Она, укоренившись, будет непрестанным двигателем и предстояния Богу мыслью и чувством к Нему. Вот вам вся программа молитвенного дела! В книге: Что есть духовная жизнь, все это описано. Вы добре делаете, что прочитываете ее. Все там писанное писано к красавице, и изображает дело духовной жизни в настоящем виде. Присмотритесь там, что есть духовное, душевное и телесное или животное.

Что вы положили прогонять утреннюю сонливость, добре. Придавши себе бодренности в эту пору, и весь день вам легче будет держать себя бодренно.

На случай, когда не можно прочитать всех молитв утром или вечером, выберите из молитв какие посодержательнее, и читайте, а главное более заботьтесь водрузить в уме и сердце мысль о Боге с соответственным чувством.

Охлаждения, о коих говорите, бывают или от утомления душевного, или от того, что душа слишком много напиталась тем, что есть душевное (смотрите в книге: Что есть дух. жизнь о сем), или от того, что слишком много дано телу покоя и всякого довольства, или от самомнения и других страстей, волновавших и занимавших душу. Все такое противно духовной жизни, в коей царица молитва, засаривает и заграждает ключ молитвенный. Но бывает и по Божиему попущению, и по отстранению благодати. Когда у вас горит душа усердием, это есть действие благодати, Божии к душе прикосновения. Бывает, что когда долго длится, душа думать станет, какая она мастерица молиться, забывая, что живость молитвенного движения есть не ее дело, а дело благодати Божией присущей нам. За такое думание благодать отходит и оставляет душу одну, а она сама по себе неподвижна на духовное, вот и охлаждение и леность. Как же быть? Главное стараться устранять причины такого состояния. И затем действовать так, как вы действуете - исполнять правило, несмотря на разленение, стараясь и мысли собирать и чувства к Богу воспроизводить. За терпение и смирение благодать воротится, и тотчас разгонит разленение, как ветер разгоняет мглу.

Заучивание Псалтири доброе дело. Набирайтесь помышлениями и чувствами молитвенными. Св. отцы всем внушали это. И читать псалмы советовали не на молитвословии только, но и кроме того. И среди дел можно прочитывать, и особенно когда бываете в переходе с одного места на другое. Но для того, как между делами поддерживать мысли о Боге и чувство к Нему, лучше всего навыкнуть короткой молитовке.

Служить Господу можно всем, всем, что случается делать, думать и переиспытать от пробуждения от сна до того, как опять смежатся ко сну очи. Это бывает - деланием всего сообразно с заповедями и во славу Божию, по послушанию к Богу, и удержанием своих мыслей и чувств так, чтобы в них не прорвалось ничего неугодного Богу.

Что вы любите слушать пение в церкви, тут ничего нет укорного, разве только вы ограничиваетесь одним услаждением, забывая о Боге и всем божеском. Не услаждение укорно, а то, что забывается при сем Бог и Божие. Если будете мыслью проходить все поемое и читаемое в церкви, то не утомитесь, - а напротив почувствуете, когда кончится обедня, как скоро отошла служба.

Прочитывание Евангелия и проч. добре и предобре. При этом - какой стишок или мысль западет в душу, останавливайтесь на сем более, и днем почаще вспоминайте, и мысли, те расширяйте.

Что есть: "милость мира"? Слышите, что возглашает диакон!! Станем добре. Святое возношение в мире приносити. Это приглашение к принесению бескровной жертвы. Жертву совершает священник. Присутствующие должны соответственные тому возыметь чувства, страх Божий, нерассеянную мысль, мир с Богом и со всеми, хвалу и благодарение к Богу. Это жертвы духовные, это и означают слова: милость мира. Диакон приглашает к возношению жертвы. Присущие отвечают: да, мы готовы, и приносим милость мира, жертву хваления. Когда поют: достойно и праведно; - священник вспоминает все Божии благодеяния, в творении, промышлении, наипаче в искуплении, и в самом позволении приносить жертву. Это воспоминать подобает и всем присущим.

Фраза: милость мира по-гречески: елей мира. Мир точно есть елей для душ, и лучшая милость взаимно нами друг другу оказываемая и Богом нам подаемая.

Спасайтесь! Благослови вас, Господи!

Ваш богомолец Е Феофан, 4 ноябр. 85 г.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуски V, VI, VII и VIII. Том II. - М.: Правило веры, 2000
Собрание писем святителя Феофана. Выпуск шестой. Издание Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1899. C.19-24

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение