страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Святитель Феофан Затворник
Письма. Выпуск VI
Письмо 943

Вы пишете: "в письмах сказано: "если Самого Спасителя прогневляем, кто пред Ним походатайствует? Вот Божия Матерь, и проч."

Вы взяли клочок, оно и казисто кажет. У вас прежде был вопрос: как Божия Матерь есть ходатаица, когда один ходатай Христос Господь, Я кажется писал, что Христос Господь ходатай неточный, как примиритель человечества с Божеством. Он Своею смертью примирил нас с Богом и открыл чрез то доступ к нам всех милостей Божиих. Он есть совершитель воплощенного домостроительства спасения. Божия Матерь есть ходатаица спасения, как молитвенница. И Ангелы, и святые в этом отношении ходатаи, ибо молятся о нас. Но ни Божия Матерь, ни Ангелы, ни святые, не суть производители, а дарователи спасения. Они только ходатайствуют, чтобы образ спасения, Господом Спасителем для всех данный, был и к нам приложен, и мы таким образом в силу его спаслись. Господь Спаситель, все прочие пособники дарования нам спасения.

Образ спасения Господом совершенный можно уподобить больнице для всех учрежденной. Врач Господь, и врачество Его: но исполнители и приложители к делу образа врачевания Ангелы и святые и служители Божиих Таин.

Все, что Господом учреждено благодатно есть. И всякому все дается даром. Но иначе бывает в отношении к отпадающим от Господа. Тут неизбежен и собственный труд умилостивления Господа, и тем больший, чем чаще и грубее были отпадения. Искренность и сила сокрушения много сокращает сей труд умилостивления, но не исключает его. И совесть падавшего не смеет вдруг все себе присвоить. Тяготится и отчуждается. Вот тут в этом труде умилостивления - многопомощны молитвы святых, и паче Матери Божией; и живых доброхотов молитвы много помочь могут. Когда в первый раз кто приходит к Господу - приходящий приемлется сразу, а кто по падениях, не сразу. И тому долго приходится томиться, пока умилостивит Господа. Это свидетельствуют опыты многократные. Принятие падших опять в милость после трудов отзывается в совести. В древней церкви падшие публично несли покаяние.

Этим не нарушается право приступать ко Господу, а только установляется порядок помилования. По сему праву приступает ко Господу падший и ищет умилостивления. И сей приходящий не изгоняется вон, но держится еще в передней, или в сенях, по причине предшествовавшей неверности. Потому и надежду помилования он имеет, что Господь пришел взыскать погибшее. Но все же потрудись, ищи и толки в двери милосердия.

Блудный сын шел к отцу, и падший, ищущий умилостивления идет, и надеется получить, и когда пройдет термин искания, Отец примет его в объятия. Объятия отчи - чувство помилования после долгого искания.

Таинства - Господь учредил. И тут нам нечего философствовать. Об условиях спасения вы говорите: ап. Павел сказал, веруй в Господа и спасешься. Что значит веровать в Господа? Брось идолопоклонство, прими веру христианскую, следовательно все, что содержит христианство: и веру, и заповеди, и таинства, и все порядки.

Св. Павел так сказал; а Господь сказал на такой вопрос: соблюди заповеди, аще хощеши внити в живот. Св. Марк пишет: иже веру имет и крестится, спасен будет. И другие еще есть места. Когда соберем все воедино, будет, что и верование, и жизнь по заповедям, и освящение таинствами, и руководство Богом учрежденных пастырей, и союз с истинною церковью - совершенно необходимы для получения спасения.

Потрудитесь замечать, когда придется прочитывать об условиях спасения, и записывать такие места, увидите, какая полная система выйдет; но уж никак не одна вера. Пожалуй и вера - христианская, т.е. все христианское устроение.

Мои пять поучений о спасении суть резюме всего. Можете и еще подобрать что-либо.

Кажется, я ни одного слова вашего не пропустил, чтобы не сказать что-нибудь. Но не знаю, удовлетворит ли это вас. Что не удовлетворит, опять пишите. Я еще потолкую. Уж дотолкуемся до того, что вы вполне увидите истину, которая есть только в православии.

Как только пришло какое недоумение, сейчас садитесь и записывайте, и пополнее, сколько можно. Соберется лист, другой - шлите его. И ответ будет.

Если вы так не будете делать, буду очень жалеть и печалиться. Хотите меня печалить? Хотя я безвестен вам; но все же человек есмь. За что же вы будете меня печалить? когда вам ничего не стоит доставить удовольствие.

Спасайтесь! Желаю вам всего хорошего и спасительного.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуски V, VI, VII и VIII. Том II. - М.: Правило веры, 2000
Собрание писем святителя Феофана. Выпуск шестой. Издание Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1899. C.5-8

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение