страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Святитель Феофан Затворник
Письма. Выпуск IV
Письмо 584

Милость Божия буди с вами!

Завтра ваши именины, а ныне мне пришлось писать вам. Поздравляю и желаю вам всего хорошего! Дни же так сами сошлись. Вчера получил ваше письмо от 25 ноября и нечего бы спешить ответом, но там приводятся у вас мысли одного лица о мире, могущие соблазнить другое лицо, хотя оно довольно твердо стоит в христианских убеждениях. NN красавице один советует оставить мир, бежать от мирской любви, а другой советует ей выйти замуж. На чем основывается первый совет - не видно, а второй стоит на общем понятии, что мир миру рознь: от одного бежать надо, а от другого можно не бежать; "есть мирские привязанности греховные, и есть - святые. Любовь супружеская - есть любовь, Богом благословенная. Зачем же отвлекать от нее? Надо различать мир и мир. То писание говорит: "не любите мира", то оно же говорит: "Бог возлюбил мир". Что Бог возлюбил, то и человек должен любить. Надо во всем поступать с рассуждением! Спрашиваете моего мнения о сем совете?

Вот. В словах: "не любите мира", мир совсем не то значит, что в словах: "тако возлюби Бог мир". В последнем под миром разумеется род человеческий погибавший, который был, между тем, любезен Богу. Бог вследствие сего и положил спасти его, дав за него Единородного Сына Своего. А в первом разумеется та часть рода человеческого, которая Бога знать не хочет и об угождении Ему не заботится; вся забота об угождении себе удовлетворением страстей своих, о смерти не помнит и о будущей жизни не помышляет. К сему миру не благоволит Бог и отвращается от него, не любит его, - и людям заповедует не любить его. Таким образом из слова: "тако возлюби Бог мир" - не следует, что и мы должны любить мир без всяких ограничений, а надобно прибавлять: "исключая того мира, которого не любит Бог и от которого велит нам бежать, или которого и нам велит .не любить". Ибо любя сей мир, Бога нельзя любить, - и нельзя души своей спасти.

Сию речь я веду все по поводу заключения, что поелику Бог возлюбил мир, то и нам надо любить его. Теперь обращаюсь к разногласию тех лиц, о коих в начале речь. Там речь совсем не о людях, а о том - выходить ли замуж, или нет? Обычно этот вопрос предлагается теми, кои ревнуют о спасении души и желают учредить для себя такой образ жизни, который более способствует делу спасения. Вопрос сей, он зародился еще во время Апостолов: девицы, пришедшие в возраст и чувствовавшие в себе влечение быть с единым Господом, изъявляли нехотение выходить замуж. Отцы, не умея решить сего дела сами, писали к св. Павлу (из Коринфа в Ефес), как быть им со своими дочерями? Ответ содержится в 7-й гл. первого послания к Коринфянам. Сущность его в следующем: не грех выходить замуж, но лучше не выходить, потому что в последнем случае имеется полная свобода благоугождать Богу, тогда как в первом - много к тому препятствий. Он указывает препятствия неизбежные по семейству, - но существенное тут то, что обязавшись семейною жизнью, почти невозможно избегнуть соприкосновения с делами мира, которого ненавидит Бог и которого велел нам не любить. В этом скрывается пагуба, почему те, которые отвлекают от замужества девушек (если они вмещают сей род жизни), оказывают им благодетельнейшую услугу.

Заводите речь о портрете пр. Иннокентия Пензенского. Это не эстамп, а масляными красками писанный портрет. Я был инспектором в Новгороде, а в Юрьевом монастыре был монах (забыл его фамилию - из магнатов), которому арх. Фотий подарил сей портрет, а он мне. Должно быть, снят уже незадолго до смерти. В лице - водянка. Если бы там нашелся кто отпечатать как есть, я прислал бы его вам. Он не малый, но величины средней.

Как понимать выражение "сосредоточить ум в сердце"? Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце - значит установить внимание в сердце и умно зреть пред собою присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением, назирая при том, чтобы ничто стороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духовной жизни.

Корпус мой, точно, особый, только он построен не на земле, а на бывшем одноэтажном корпусе. Он деревянный, но снаружи обложен кирпичом, а внутри оставлен не штукатуренным, по желанию моему - прожить лишний год.

Поздравляю с обретением пустыни в своей квартире, не чая сего прежде. Даруй Господи устроиться вам в ней, чтобы в сем устроении дух ваш мог пребывать неотвлекаемым от Бога.

Об NN не кручиньтесь. Если будет усердно продолжать работу над собою, то все в ней исправится понемногу, и она явится настоящею христианкою и по духу и по видимости.

Прочитали проповеди о молитве и утешились? Для пишущих и печатающих нет более утешения, как слышать, что читают и находят пользу.

Ведь таких маленьких книжек уж много вышло. И все проповеди так отпечатаны будут: под разными названиями. Некоторые уж и отпечатаны. Еще две, кажется, брошюрки остались. По частям не шлю к вам. Тогда все зараз пришлю.

Теперь следовало бы что-либо о себе сказать, но нечего. Лечусь от брыкания ног и, кажется, успешно. Но, соединенное с сим брыканием, бессоние не поддается сонным капсюлям. И я всякую ночь состою у себя на дежурстве час, два, три, иногда и четыре часа ночи. От чего - или долго просыпаю, или, не выспавшись, целый день бываю негожим ни к какому делу и, без зазрения совести, валяюсь в постели с боку на бок. Вот вам Вышинский подвижник!

Если пройдет брыкание ног (ибо оно главный источник неурядицы сна), тогда воротится свобода душевных занятий и, может быть, что-нибудь можно будет еще написать. А теперь достаточно, если иногда напишу письмо о предмете, требующем внимания.

Благослови вас Господи! Поклон и благословение всем знаемым. NN пусть выдержит свой характер и не поддается очарованиям распевающих прелести сирен. Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан.

P.S. Список архиереев пришлите, а календари, если мое письмо застанет их не отосланными, не присылайте. С последнею почтою некто прислал мне целых три. NN пусть отдаст себя в руки Божии и пребывает покойным. Ибо кто яко Бог наш.

3 декабря 1893 г.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуски I, II, III и IV. Том I. - М.: Правило веры, 2000
Собрание писем святителя Феофана. Выпуск четвертый. Издание Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1899. C.59-63

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение