страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Святитель Феофан Затворник
Письма. Выпуск III
Письмо 475

Милость Божия буди с вами!

Все пройденное вами со времени пробуждения к покаянию совершенно в порядке, - нечего ни прибавлять, ни убавлять, ни поправлять. Немножко только следует пополнить в деле борьбы вашей с грехом. Общее у вас: уклонися от зла и сотвори благо, - это в каждый момент и в делах, и в словах, и в помышлениях.

Дела и слова, кажется, довольно упорядочились, но внутренний строй не установился.

Кажется вы не уяснили еще себе, что теперь должно быть главным у вас, что иметь в виду, к чему стремиться? Вы говорите, что читали мои книги. Случилось ли вам напасть на книгу "Путь ко спасению" (очерк аскетики)? В ней три отделения. В третьем решается вопрос: бросил грех, стал на добрую дорогу, что же теперь? Указывается что и прописывается в общих чертах, как сего достигнуть. Если вы не читали сей книги, или читавши забыли, то прочитайте снова, и добре уясните себе прописанное там. Подходит к этой книге еще и такая: Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться и еще Письма о духовной жизни, по поводу писем графа Сперанского. Прочитайте и эти, и с помощью всех указаний постройте себе план внутренней духовной жизни. После сего вам может быть придется встретиться с вопросом о некиих недоумениях.

Здесь я скажу вам только немного о помыслах. Когда дела грешные прекращены, борьба переходит внутрь, в сердце. Главное тут помыслы; за помыслами тянутся сочувствия, за сими - пожелания; за этими склонения на дело, согласия, решения. Сими последними совершается внутренний грех. Из сих внутренних движений не все грешны. Грешность начинается, где видно произволение. Помыслы не грешны, когда человек сам не возбуждает их и возбудившихся не по воле его не удерживает. Тут есть нечистота греховная. Но когда к сему прилежит сочувствие и услаждение, сласть похотная, не отгоняемая а удерживаемая, тут полгреха есть внутреннего; если кто сам и удерживает сию сласть и разжигает, тут уже вся душа в блудном состоянии. Настоящий внутренний грех есть склонение, согласие и решение.

Помыслы надо гнать, не удерживать их произвольно. Сочувствие, или сласть, как только покажется, - подавлять надо всеми силами. Тут главный пункт внутренней брани.

Вопрос - как, решается следующим образом: сойди вниманием в сердце, стань там перед Господом и не допускай туда ничего греховного. В этом все дело внутренней брани. Больше этого не буду писать. Подробности найдете в книжках.

Теперь о ваших вопросах: в академию, думаю, вам не для чего. Если требуется что пополнить, пополните чрез чтение.

Когда покончите дела, лучше не мешкать, а тотчас же и в обитель. В какую? как вам показалась (N.), то туда и ступайте.

О покое в обители не мечтайте. Зрите путь тесный и прискорбный. Это настоящий.

А дотоле? - Дотоле блюдите свое внутреннее, чтоб там не было бурлений, вычищайте понемногу атмосферу душевную. Чем чаще будете в церкви, тем лучше.

Больше всего блюдитесь от похотной сласти. Ее преследуйте как самого главного врага.

Благослови вас Господи!

Е. Феофан. 24 ноября 1892 г.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуски I, II, III и IV. Том I. - М.: Правило веры, 2000
Собрание писем святителя Феофана. Выпуск третий. Издание Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1898. C.118-120

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение