страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Святитель Феофан Затворник
Письма. Выпуск III
Письмо 385

Милость Божия буди с вами!

Получил возвращаемые вами книги. Благодарствую, что являетесь исправными, чтобы не возмущать души беспокойством за целость их. Для встречаемых у вас нужд в разъяснении неправости мудрований некоторых селян ваших и окрестных, я думаю, достаточно и почерпнутых из сих книг сведений. Там иной раз достаточно да и нет, для вразумления, разумею простое изложение православного, а многоученая речь скорее затемняет, чем просветляет.

Вы загадываете выбраться из своей деревни, и перебраться в город, и взять исправление какой-либо должности и испрашиваете сделать ли это? Спрашивая же вы конечно имеете в мысли духовную жизнь свою и желаете знать, будет ли это для нее благопотребно и не будет ли вредно. Духовная жизнь не безусловно подлежит влиянию внешней обстановки, и может цвести во всяком месте и при всяких положениях: ибо она вся во внутреннем строе, и пред внешним не преклоняет выи, а напротив властвует над ним и его направляет. Потому, думаю, нет греха сказать вам: почему ж не переменить места и занятий? Вы и сами много ожидаете от сей перемены для своего преуспеяния духовного, и если успеете так устроиться в своих занятиях и отношениях, чтобы ожидаемое исполнилось, то можно прибавить: переменяйте. Бог благословит. А если сие если не исполнится, тогда что? Ничего. Тогда получите опытное удостоверение, в какой мере совместима духовная жизнь с гражданскою службой и с службою городскою. Вреда же нечаемого всегда избежать можно, если смотреть на текущее открытыми глазами. Заключу так: можно, однако ж смотрите сами.

Мнение, будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски.

Но если в мире не жить по-мирски, то для спасения от сего беды нет. Сколько есть и было спасающихся в мире?! От чего и вам не вступить в число их?

Мир - страсти, люди, живущие исключительно по страстям, и совокупность обычаев и порядков жизни, придуманных для удовлетворения страстей. Оставить все сие и есть оставить мир, хотя вокруг все живут по-мирски, или пополам - то по-мирски, то не по-мирски, - смешанно.

Жизнь семейная и гражданская не сама по себе есть мирская, а бывает такою, когда в порядки такой жизни втесняются страсти и удовлетворение их. На семейную и гражданскую жизнь есть заповеди. Если так завесть эту жизнь, чтобы в ней господствовали заповеди с прогнанием всего страстного, тогда это будет не мирская, а святая жизнь Богом благословенная.

У нас по словоупотреблению мирянин не значит человек по-мирски живущий, а человек не принадлежащий к духовенству и монашеству.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Епископ Феофан. 5 июля 1893 г.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуски I, II, III и IV. Том I. - М.: Правило веры, 2000
Собрание писем святителя Феофана. Выпуск третий. Издание Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1898. C.26-28

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение