страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Святитель Феофан Затворник
Письма. Выпуск II
Письмо 264

Милость Божия буди с вами!

Спешу ответить вам, а главное, не благословить только, но и заповедь наложить описать все, как перенесение тел рабынь Божиих (девиц Голдобиных в женском Троекуровском монастыре из могил их, в новый склеп под храмом над св. вратами) в том смысле и духе, как вы известили. Потрудитесь. А поместить (описание сего случая), если не в газете какой светской, то в Душеполезном Чтении. Будет очень назидательно для многих.

Буду ждать, что скажете о Пашковцах; мне крайне нужно знать, на чем они опираются, что отстали от церкви. Ваши немногие слова: "ревнуют просвещать народ и отвлекать его от суеверия (церковности) и идолопоклонства (иконопочитания)", очень много говорят. Выходит: они молоканы, как я их взвеличал.

Вы не так подумали о письмах, будто я все сказал. Это только приступ. Надо защитить всю церковь Божию, во всем ее благолепии. А это потребует долгого писания. Следует теперь писать против: "Ничего не нужно". Вот мне и хотелось бы из их них уст услышать, что такое не нужно? "Суеверие и идолопоклонство" - наводит на весь внешний строй церкви.

Пишите и прочее, что знаете и что узнаете.

Против моих, "писем", написал возражение какой-то Тернер, не понявши их, и конечной своей статьей опроверг первую. Надобно что-нибудь сказать против него.

Я писал вам не о том, чтоб не делать наведений, противных откровенным истинам о духовном мире. О мире я так думаю. Основа мира вещественного - атомы. Но атомы не все одинаковы, - они разные, как разные стихии. Сами однако ж они ни движения, ни соединения взаимного иметь не имеют. Все производят действующие в них силы. Какие это силы? Я допускаю лествицу невещественных сил душевного свойства. Взаимное притяжение, химическое сродство, кристаллизация, растения, животные, - производятся соответствующими невещественными силами, которые идут возвышаясь постепенно. Субстракт всех сих сил - душа мира. Бог, создав сию душу невещественную, вложил в нее идеи всех тварей, и она инстинктивно, как говорится, выделывает их, по мановению и возбуждению Божию.

Душа создана вместе с словом: да будет свет! Свет сей - эфир, есть оболочка души. Словами: да будет - творилось нечто новое. Во второй день - твердь. Когда Бог говорил: да изведет земля, то Ему внимала душа мира и исполняла повеленное. Она выделяла из себя всякого рода растительные души, которые и дали разнородные растения и потом стали воспроизводить их по роду своему. Тоже, по слову Божию: да изведет земля душу живу всякую, душа выделила души животных, которые и произвели разные роды животных. Когда надлежало сотворить человека, то не земле дается повеление: да изведет, а в тайне Пресвятой Троицы произносится: "Сотворим". Тело особо творится из персти. Это было не мертвое тело, а живое с душою животною. В сию душу вдунут дух - Божий дух, предназначенный Бога знать, Бога чтить, Бога искать и вкушать, и в Нем все свое довольство иметь, и ни в чем кроме Его. Сей дух, соединяясь с душою животного, поднял ее над душою животных на целую стадию, и видим в человеке, что до известной степени у него все идет, как у животных до смышленности, а далее, начинается ряд сил, хоть душевного свойства, но выше души, рассудок, воля, вкус. Еще далее: страх Божий, совесть, недовольство тварным, стремление к Богу. Это совсем отрешенные от души проявления духовные. Можно еще, между душою и духом, поместить душевно-духовность: идеальничающий ум, перестраивающая все заново воля и творчество (в искусствах). Это гениальность, с умовой, практической и художественной стороны. Дух в душе, или душа в духе. Это все естественные проявления. Они очень не в настоящем виде являются на опыте, по причине расстройства сил в падении. Благодатные действия являют дух и духовность в настоящем их виде.

Души, низшие духа и человека, погружаются в душу мира. А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горе, - это по смерти.

Помню, на это нам в академии уроки читал Авсенев - сначала Петр Семенович, а потом архим. Феофан. Скончался в Риме. - Так вот где вашей химии источник. В некоей химической душе. В этой душе есть инстинктивно чуемый образ того, что надо сделать из стихий. Она их забирает и строит свое. В растении есть и химическая душа. Но она в услужении у души растительной. В животном есть они обе, но состоят в услужении у души животной. Или так: душа животных, умея действовать как животное, умеет и то производить, что свойственно душе растительной и химической. Равно растительная душа, умея делать свое, умеет делать и химическое. - Тут единство природы. Помнится мне, что у Шуберта geschichte des seele - история души - подробно раскрываются сии положения. С этим удобно мирится и падение и искупление.

Правду вы говорите, что мы о материальном мире менее знаем, нежели о духовном. И не дает Бог и не даст, потому что это не нужно для нас. Мы всегда останемся в сем отношении на поверхности. Владение стихиями и силами действующими на земле будет расширяться; но это не ведение, а только уменье пользоваться тем, что открывается само собою. Суть дела навсегда сокрыта для нас.

Припомнил еще относительно Пашковцев, что допытаться бы надо, именно: что разумеют они под суеверием? Идолопоклонство - это иконопочитание, а суеверие что? Ведь это у них не в общем смысле должно быть берется, а в отношении к церковным чинам. Так определенно бы высказались они, что разумеют они под сим в церкви? Не сумеете ли разузнать о сем?

Я не умею понять, чего ради слабо действуют власти против Пашковцев? Ведь они могут пополам рассечь всю Россию и тогда без волнений не обойдется. Пашкова прогнали, но остался Б-ский, который, как я слышал, гораздо речистей и толковей Пашкова. К зиме воротятся в Питер, и та же история пойдет. Собрания и беседы, с тем может быть отличием, что рельефнее будут выставлены наши церковные суеверия и идолопоклонство.

Благослови вас, Господи, всяким благословением и супругу вашу и деток ваших и все дела ваши.

Ваш богомолец Е. Феофан.

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуски I, II, III и IV. Том I. - М.: Правило веры, 2000
Собрание писем святителя Феофана. Выпуск вторый. Издание Афонского Русскаго Пантелеимонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, 1898. C.106-110

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение