страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Афонские листки
Обязанности гражданские общественные

(Из сочинений преосвященнейшего Епископа Сеофана)

Господь благоустраивает на земле государства и дает им главу в цари, чтобы они под управлением единого согласным действием всех созидали свое благоденствие временное для благоуспешного достижения вечного спасения. Христианин, делаясь членом Церкви, не перестает быть и членом общества и не должен уклоняться от служения ему. Он должен только, принявши христианство, освятить им свое служение обществу. Отсюда есть на христианах общественные обязанности, все, как и во всяком государстве, подчиненные только христианству и проникнутые духом его. Судя по сему:

Общество есть тело под главою государя. Каждый член его должен иметь отношения и к лицу государя - главе, и к целому обществу - телу.

а) Обязанности к лицу Государя Императора: с благоговением принимать его, как Богом поставленного, как Помазанника освященного; являть ему молчаливую покорность во всем, как изрекающему волю Божию; прилепляться к нему благодарною любовью и быть всегда готовым жертвовать даже жизнью за его безопасность, покой и счастье; чтить его в себе чувством, пред другими - словом, удерживаясь от неуместных, тем более дерзких, суждений о нем и делах его; денно и ночно возсыласть о нем усердные молитвы, ибо и он день и ночь не имеет покоя, заботясь о нас; повеления его и учреждения чтить, принимать и исполнять без размышления с терпением.

б) Обязанности к телу государства, с коим всякий соединен пожизненно, коего благоденствие и неблагоденствие отзываются во всех членах, с коим каждый чрез рождение вступает в условия: должно любить, дорожить им и быть ему преданным по чувству благодарности и благочестию, не только не замышлять и не делать ничего ему во вред или унижение, но, напротив, всем, чем кто может, содействовать его благоденствию, заботиться о нем, иметь его во внимании и то сорадоваться ему, то печалиться о противном; злое же всячески предотвращать и все узнанное открывать, всем возвещая подозреваемую и прозреваемую опасность; знать и хранить законы его, охотно им повинуясь и усердно неся все повинности, не уклоняясь от существующих постановлений; блюсти характер своего народа, чтить его и возвышаться до него, защищать его и все добрые отечественные обычаи безпрекословно хранить, а не добрые, тем более не христианские, стараться искоренить; не ненавидеть чужого, но принимать его только под условием крайней нужды и совершенного согласия со своим духом; не пристращаться неразумно к своему, но никогда не быть к нему холодным, оставлять же его не иначе, как когда узнано будет, что оно чуждо духа нашего и есть сам собою вкравшийся недостаток, как нарост.

в) Общество есть тело. Дело жизни в теле разделено между многими членами и поддерживается взаимно действием их стройным, верным, непрерывным. И дело жизни общественной разделено между многими, и только согласным и верным действием её частей может созидаться общее благоденствие. Отсюда частные обязанности общественные.

Первое место по царе занимают правительственные лица и учреждения. Это руки и ноги, и очи царя. Ими он везде бывает, все видит, все делает. Для того ими осечено, как бы сетью обнято, все государство, во всем пространстве - от столицы до последнейшего селения, и притом во всех своих видах, военном, ученом, экономическом, судебном, надзирательском. Это протоки милости и правды царской и вместе пути восхождения к царю нужд и требований от народа. Это делает бытие в обществе начальству, в разных его видах, и подначальным. Отсюда:

а) Дело начальства: главное быть верным орудием царя, посредником между ним и народом, знать значение и требование своей части и тщательно исполнять положенный на неё устав; к подначальным, по своей части, являть всю правду, стоя к ним лицом закона, являть также всю любовь и благосклонность, чтоб не лишить доступа к милостям царя и к законам; во всем же сем действовать искренне, как пред Богом, по клятве и присяге, которая дана.

б) Дело подначальных: покорствовать начальству и всякое повеление исполнять добросовестно, без ропота, лености и замедления; уважать его, почитать и благодарно любить; молиться за него и защищать честь его от злословий, тем паче не злословить самим.

Разные нужды государства поручаются разным лицам, или принимаются на себя разными лицами, кои все в совокупности составляют часть общества служебную, существенную в нем. Отсюда, разные общественные службы и разные должности, кои соответствуют нуждам: для внешней безопасности - воины, для благочиния - полиция, для образования умственного - учители, на случай болезни - врачи, для удобств в жилище - мастера, художники, для содержания - земледельцы, купцы, и проч. Все они - средства государственные, коими государь, чрез посредство правительства, созидает свое государство. Потому есть существенная нужда, чтоб каждый из них действовал, как положено, и, как христианин, действовал по-христиански. Отсюда:

а) Так как не рождаются служащими, а принимают службу, то пойми ту, которую хочешь принять; разсмотри себя, и если найдешь себя подобным и гожим, принимай её с Божиим благословением и молитвою. Иному служба указывается рождением, но все есть время, когда он вступает в нее, потому то же должен сделать и он. Лучше всего при сем прислушиваться ко внутреннему голосу и личному настроению и принять то, к чему определяет Бог дарованием сил и характером.

б) С принятою службою сочетайся сердечно, люби её по смерть и никогда не перебегай от одной на другую без крайних понудительных причин, т.е. не иначе, как или по определению начальства, или по сознанию ошибки в первоначальном выборе службы.

в) Всякая служба требует усовершенствования. Стремись к тому и предлагай на общее усмотрение открытое. Что же касается до частнейшей своей должности, то в отношении к ней ведение и умение должно постоянно возводить до последнего совершенства.

г) Не все всё знают и могут знать. Отсюда, век учись: беседуй и советуйся с лучшими и опытнейшими по твоей части, с радостью и благодарностью принимая их советы.

д) При всем том помни, что временное все для вечного, телесное - для духовного, общество - для веры. Потому всемерно старайся принять дух веры в ту часть, которая досталась на твою долю, сроднить с ней и проникнуть.

Служащих доставляют обществу и государству разные его сословия. Это общий для его нужд разсадник, из которого берет оно возращенных и воспитанных им же и определяет к разным своим службам, по роду и способности. Сословия у нас: дворянство, духовенство, горожане, купечество с мещанством и простой народ. Это соки общества, кои соответствуют сокам тела, дающим в нем флегматический и сангвинический, меланхолический и холерический темпераменты. Каждое сословие имеет свой дух, свою степень, свои права и, некоторым образом, исключительное свое назначение. Со всем этим каждый сочетаваяся рождением своим и кровью, не забывает и не должен забывать того во всю жизнь. Отсюда:

а) Люби свое сословие, чрез которое Богу угодно было известь тебя на свет сей и положить первые черты характеристическому образованию твоему.

б) Держи его характер, не искажая примесью чуждого, ибо из разнообразного, только стройно сочетаемого, устраняется прекрасное целое.

в) Терпи выгоды и невыгоды его, ибо он везде есть.

г) Украшай его доброй жизнью и совершенством и возвышай тем цену его и вес.

д) Не завидуй, ибо и в других есть высшие и низшие, есть счастливые и несчастные.

е) Помни и чти его, хотя приведется службою возвыситься над ним или изменить его.

Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение