страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Афонские листки
О церковных свечах, деревянном масле и ладане

(Голос пастыря)

И когда Господь сказал чрез Моисея Израильтянам: всех, елика аще цмут порок на себя, да не принесут Господу, т.е. никакого животного, на котором есть порок, не приносите в жертву Господу (Лев.22:20). У нас, православных крестьян, есть благочестивый обычай в храмах и домах, перед святыми иконами, возжигать восковые свечи и елей, или так называемое деревянное масло, и возжигать при молитвословиях для курения ладан. Что значит этот обычай? Это значит, что мы приносим Господу Богу жертвы. Свечи, масло и ладан были жертвами Богу и в ветхозаветное время в скинии и храме. А если так, то каковы же должны быть жертвы? Господь в ветхозаветное время чрез Моисея прямо сказывал Израильтянам: никакого животного, на котором есть порок, не приносите Господу: всех, елика аще цмут порок на себя, да не принесут Господу. И ветхозаветные люди очень строго смотрели на качество жертвы. Так Авель принес лучшую овцу из своего стада, и Господь принял его жертву. Ной, по выходу из ковчега, принес жертву из чистых животных, и Господь сказал ему, что больше потопа не будет, и в знак этого дал радугу. Святый царь Соломон, приступая к устройству храма, принес тысячу жертв, и, без сомнения, лучших, так как чрез то он приобрел особое благословение Божие. Но все эти ветхозаветные кровавые жертвы прообразовали собой Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Непорочного, Чистейшего Агнца, принесшего Себя на Голгофе в жертву Богу Отцу за грехи всех людей. Вместо заветных кровавых жертв мы теперь приносим, по установлению Самого Господа Иисуса Христа, для Литургии самый чистый пшеничный хлеб, т.е. просфоры и самое чистое красное вино. После этого, не таковы ли должны быть и прочие новозаветные бескровные жертвы Богу, каковы свечи, масло и ладан? Если в ветхозаветное время приносили в жертву животных чистых, то несомненно таковые же чистые приносимы были тогда свечи, елей и ладан. По истине они должны быть чистыми, но, к крайнему сожалению, у нас не всегда бывают таковыми. Свечи из чистого пчелиного воска, масло и ладан без примеси в настоящее время - редкость. Обыкновенно приносят в церковь в церковь большею частью свечи, выделанные с примесью минерального воска, а для тяжести - с примесью мела, глины, муки и многих других веществ. К деревянному маслу примешиваются всякого рода масла и даже керосин, а к ладану - низкие смолы и пудра. Таковой преступной подделкой, к прискорбию, кроме евреев, занимаются и некоторые из христиан. И вот эти поддельные свечи, ладан и масло смердят, трещат и коптят, отчего темнеет иконостас, портится живопись и делается кружение в голове у самих молящихся. Такие предметы и для нас самих неприятные и вредные, могут ли быть угодны Богу, требующему жертвы без порока? Не грешно ли христианам, в видах большей наживы, примешивать к свечам, маслу и ладану разные непотребные вещества, когда эти предметы в религиозном отношении у нас сделались самыми священными и необходимыми? Всякие примеси к воску, маслу и ладану лишают их и тех свойств, которые должны бы служить выражением наших внутренних святых чувств. Например, "только воск, - говорит Симеон Солунский, - как вещество самое чистое, может означать чистоту нашу и искренность приношения; только воск, как вещество мягкое и удобосжигаемое, может означать наше послушание и готовность покаяться в нашей греховной жизни; только воск, собираемый с цветов благоухающих, может означать благодать Святого Духа" (Дьяч. Ч. Ш., стр.292). Теперь ясно, что свеча, сделанная не из одного чистого воска, не есть церковная свеча, это - жертва порочная, а таковая, по глаголу Божию, не только не может приносящему её приобрести благословение Божие, но скорее гнев Божий.

Вот почему пастыри Церкви, по примеру ветхозаветных священников, бдительно следивших за качественным достоинством жертвы, и ныне стараются изгнать из храмов Божьих свечи, масло и ладан с примесью чего-нибудь непотребного. Они боятся, чтобы с пасомыми и им самим не подвергнуться укору, который Господь сделал Израильтянам чрез пророка Малахию за принесение к св. жертвеннику недостойных жертв: вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и, когда приносите слепое, хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это князю, будет ли он доволен тобою и благословенно ли примет тебя? - говорит Господь Саваоф (Мал.1:7 и 8).

В истории о чудотворной иконе Богоматери, называемой Скоропослушница, повествуется: Трапезарь Нил хаживал ночью мимо этой иконы с зажженною лучиною. И вот однажды он, проходя мимо этой иконы с таким факелом, вдруг услышал следующие слова: "На будущее время не приближайся сюда с зажженною лучиною и не копти моего образа". Нил мало обратил внимания на эти слова и опять ходил мимо иконы с такою же лучиною. Но вдруг он снова услышал следующие слова: "Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?" Затем Нил тотчас же ослеп (Благод. Богомат. 506).

Вот как был наказан трапезарь Нил за свою беспечность, невнимание к предостерегавшему его гласу Божией Матери и непослушание, - наказан был за свою слепоту духовную слепотою телесною! Не большего ли наказания заслуживают те, которые не внемлют глаголу Самого Бога, глаголавшего чрез Моисея? Господь запретил приносить Ему жертвы нечистые, и некоторые по неразумию, в видах экономии, всё-таки продолжают приобретать жертвенные предметы - свечи, ладан и масло - нечистые, но по более низкой цене, не вникая в причины их дешевизны. Отсюда выходит, что такие жертвователи иногда для своей пищи и одежды выбирают лучшие предметы, а Богу жертвуют то, что им обходится подешевле. Как этих выгадывающих должна устыдить та Евангельская вдовица, которая не пожалела принести в жертву Богу и последнюю лепту, составлявшую дневное пропитание её! Да, много грешат те, которые, в видах неразумной экономии, покупают нечистые свечи, ладан и масло, гоняясь только за дешевизной, и не обращая внимания на качественное их достоинство. Но ещё более грешат те, которые, в видах большой наживы, занимаются смешением этих предметов с предметами непотребными, вполне сознавая назначение восковых свеч, ладана и масла - служить при церковном употреблении жертвою Богу. Они грешат сами, вводят в грех и других, соблазняя и забывая грозное прещение Божие: горе человеку тому, имже соблазн приходит. Эти корыстолюбцы все жаждут большего и большего обогащения, а между тем забывают одну притчу, изреченную Господом: "Безумне, в сию нощь истяжут душу твою, а еже еси уготовал, кому будут"? По тону изречения видно, что и наследникам таковых не приведется воспользоваться зло приобретенным.

Убойтесь же грозящего вам гнева, корыстолюбцы! Мы же, братии, потщимся, как бы нам не прогневать Господа Бога, Его Пречистой Матери и всех святых Угодников Божиих своими недостойными жертвами; потщимся употреблять на сии жертвы чистые елей и ладан, и свечи из чистого воска, пусть они будут и дороже, чтобы таковыми достойными святости Божией жертвами приобрести благословение Божие.

Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение