страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Афонские листки
Духовная лествица святаго апостола Петра (2Пет.1:2-12)
p>Говоря о христианах, что им дарованы великие обетования Божии, посредством которых они могут сделаться причастниками Божественного естества, Апостол Петр дает верующим наставление, - как достигнуть этих дарований. - Для этого, говорит он, нужно отбегнуть похотныя тли, которая в мире, и со всем старанием приобретать веру, за верою и в вере - добродетель, в добродетели разум, в разуме - воздержание, в воздержании - терпение, в терпении - благочестие, в благочестии - братолюбие, в братолюбии - любовь (2Пет.1:4-7). Итак, вера, добродетель, разум, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь - вот ступени духовной лествицы Ап. Петра! Ход и порядок этих ступеней - самый естественный и самый лучший: они имеют между собою тесную внутреннюю связь. Каждая из сих добродетелей или производит необходимо другую последующую, или способствует к ее происхождению, а каждая последующая возвышает, усовершает и укрепляет предыдущую.

Подадите в вере вашей добродетель

Нравственно духовная жизнь начинается верою. Вера - первая ступень в лестнице нашего спасения; ибо без веры невозможно угодити Богу (Евр.11:6; Мк.16:16). Но вера должна быть сердечная, искренняя, нелицемерная, несомненная, живая и деятельная. Если ты так веруешь, - если ты развил и воспитал в себе такую веру; то непременно будешь обнаруживать ее делами, - будешь стараться исполнять волю Божию, стремиться ко всему доброму в мыслях, словах и делах (Иак.1:22.27). Такое расположение к доброму, такое стремление к исполнению воли Божией и соблюдение заповедей Господних разовьет и воспитает в тебе нравственную, деятельную силу духа - добродетель, порождаемую верою. Так истинная вера - сердечная и живая рождает добродетель; и христианин, приобретший такую веру, взошел уже на вторую ступень духовной лествицы - добродетель. Эта добродетель, со своей стороны, возвышает и укрепляет веру, дает ей больше нравственного достоинства: одна вера без добродетели, без деятельного стремления к добру, для спасения души весьма недостаточна. Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать. Еда может вера спасти его (Иак.2:14)? Мало того; такая вера нечиста, суетна (1:26), недействующа и даже мертва: вера, аще дел не имать, мертва есть о себе (2:17).

В добродетели же разум

Приобретая добродетель, т.е. одушевляемую верою нравственную силу духа, стараясь исполнить волю Божию, стремясь к доброму во всем: в мыслях, словах и делах, - христианин чрез это опытно научается истинно судить о вещах, ценить их по их природе и сообразно с нравственным законом, по совести, по христиански, - различать Божие от человеческого, добро истинное от ложного, зло действительное от мнимого, верное от неверного, т.е. развивает в себе и приобретает христианское практическое знание, христианскую практическую опытность, святое благоразумие во всех делах. Это - разум духовный, нравственный. Духовный разум составляет третью ступень в лествице нравственного совершенства, начертанной Ап. Петром. Добродетель производит духовный разум, - христианское благоразумие, но и сама приобретает от него совершенство, истинное достоинство. Ибо что есть добродетель, если нет при ней разума? Ревность не по разуму (Рим.10:2).

В разуме же воздержание

Духовный разум, открывая христианину, где добро и зло, и где истина и ложь в нем самом, в его поврежденном сердце, открывает множество худых мыслей, порочных наклонностей, злых похотей и страстей, - и христианин ясно видит, как пусты и лживы их обольщения, и как они опасны для хода и совершенства духовной жизни. Видя это, она начинает мало-по-малу противиться порочным наклонностям, старается удерживаться от удовлетворения злых похотей, искоренять страсти; и таким образом приобретает новое нравственное совершенство, новую добродетель - воздержание духовное от страстей и похотей злых. На этой степени нравственной жизни христианин, преодолевая худые наклонности, побеждая страсти, истребляет злые похоти, т.е. соделывает чистым свое сердце, а чистота сердца возвышает и развивает духовный разум его. Ибо чистые сердцем, по слову Божию, способны душевным оком зреть Бога и предметы Божественные: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф.5:8).

В воздержании же терпение

Когда христианин мужественно борется с внутренними врагами своего спасения, в то время нападают на него и враги внешние - разнаго рода искушения и соблазны. Ложь, клевета, злоречие, укоризны, насмешки преследуют его на всех путях по нравственной деятельности. Превратности и несчастия по службе, раздоры и несогласия домашние, недостатки в содержании и обеспечении себя и своих присных, потерю имущества, расстройство здоровья он часто испытывает на самом себе! Искушение на каждом шагу! Сколько же здесь требуется со стороны христианина терпения - и терпения мужественного, часто продолжительного! Такое терпение развивает в себе христианин, приобретший духовное воздержание, научившийся преодолевать чувственные пожелания, побеждать страсти. Терпение - новое, высшее, нравственное совершенство, необходимо являющееся вслед за воздержанием. Со своей стороны и терпение трудному подвигу воздержания дает большую силу и крепость, сообщает совершенство. Нетерпеливость среди искушений, уныние в бедствиях, сами по себе - уже слабость духа; а ослабляемый извне дух естественно становится неспособным побеждать и внутренних своих врагов.

В терпении же благочестие

Стяжавши воздержание, научившись благодушному перенесению бедствий, терпению среди искушений, христианин восходит на новую ступень нравственно-духовной лествицы - развивает и воспитывает в себе благочестие. Благочестие - это нравственно-религиозное настроение христианина, его мыслей, чувств и действий, в котором у него, при всех его мыслях, чувствах и действиях, одно на душе и в сердце - прославление пресвятаго имени Божия, искреннее желание благоугодить Господу, усильное старание исполнить Его св. волю. Это - круг многих добродетелей и нравственных совершенств: здесь и страх Божий, и живое упование на Бога и всецелая преданность Ему, и смирение и искренность мыслей и чувств, слов и действий, и чистота намерений и побуждений. Благочестие на все полезно есть, обетование имуще живота нынешняго и грядущего (1Тим.4:8). Оно сообщает нравственное достоинство предшествующим подвигам: - терпению и воздержанию. Христианин, обладающий истинным благочестием, еще тщательнее очищает свое сердце от страстей и похотей, зная, что мерзость Господеви - даже помысл неправедный, что только чистые сердцем видят Бога; а в искушениях и напастях еще более укрепляется духом, будучи уверен; что Господь не попускает христианину искуситися паче, еже может, но со искушением творит скоро и избытие (1Кор.10:13), - зная еще, что недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18).

В благочестии же братолюбие

Благочестие одушевляет и освящает мысли, чувства и действия христианина, возбуждает особенное движение в его сердце, - и в нем, из любви к Богу, развивается любовь к ближним - сначала не ко всем, а только к единоверным братиям, развивает братолюбие. Христианин начинает любить в Господе всех, исповедающих одну с ним веру,- любить искренно. Для него нет теперь ни раба, ни свободнаго, не существует различия звания и состояния, пола и возраста; для него все христиане - дети одного Отца небесного, все искуплены драгоценнейшею кровью Сына Божия, крещены в одной и той же купели крещения - во имя Отца и Сына и Святаго Духа, - все равно призваны ко спасению, - всем, наконец, даруется от Божественной силы вся, яже к животу и благочестию (2Пет.1:3). Христианин всем сердечно желает спасения и деятельно содействует спасению всех - молитвами, словом участия, утешения, наставлением, примером. Со своей стороны и братолюбие дает силу благочестию и сообщает ему совершенство: аще кто речет яко люблю Бога, а брата своею ненавидит, ложь есть (1Ин.4:20).

В братолюбии же любовь

Наконец, христианин восходит на высшую ступень нравственного совершенства - любовь. Любовь к Богу, одушевляя любовь христианина к единоверным братиям, более и более распространяет ее. Любящее сердце христианина, так сказать, расширяется, - и оно теперь любовью своею обнимает всех людей, не различая их звания, состояния, веры, - он любит даже врагов своих. Такая любовь есть верх нравственного совершенства, высшая, последняя ступень в духовной лествице. Кто всех любит равно, милосердо и нераздельно, тот достиг совершенства, - говорит препод. Исаак Сирин (Сл.45); и Ап. Павел учит: над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства (Кол.3:14).

"Если это в вас есть и умножится, то вы, прилагая к сему все старание, не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, - тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь. Ибо таким образом и откроется вам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине", заключает свое наставление св. ап. Петр. (Из соч. еп. Иустина).

Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение