страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Тексты, справочники и документы

Афонские листки
Грешно сквернословить

Господь отличил человека от всех других земных тварей даром слова, чтобы он мог с одной стороны прославлять Бога и возвещать Его святые дела, а с другой - выражать свои добрые мысли и чувствования, свои различные нужды и потребности. Но человек, забывая волю Божию, часто злоупотребляет этим драгоценным даром, произносит, по выражению Апостола, слова гнилые, каковы: клевета, осуждение, ложь, клятвопреступление, буесловие, сквернословие и т.п. Предостерегая христиан от таких и подобных слов, св. Апостол Павел говорит: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших (Еф.4:29). Но из всех гнилых слов самое гнилое и греховное есть без сомнения срамословие, или сквернословие, которое, к сожалению, сильно распространено у нас. В виду этого, по долгу пастыря, я вознамерился сказать несколько слов об этом гнусном пороке - сквернословии, о котором не хотелось бы говорить, если бы зло, от него происходящее, не было так значительно.

Кто привык к употреблению скверных слов, тот прежде всего не только растлевает душу свою, но и безпрепятственно позволяет зарождаться и усиливаться в ней многим дурным помыслам и греховным пожеланиям. Язык, по выражению Апостола, водворяется в удех наших, скверня все тело (Иак.3:6). Человек, привыкши к сраму на словах, заразив развратом свою душу, часто не может удержаться от разврата телесного. Человек, обучаяся словесем поношения, - говорит премудрый сын Сирахов, - во всех днех своих не научится (Сир.23:19), т.е. если человек не воздержится от срамных слов, то никогда не научиться доброй нравственности. Растлевая и заражая гнилостью и развратом свою душу и тело, сквернослов в тоже время заражает гнилостью и греховностью и души тех, которым волею или неволею приходится выслушивать срамные слова.

Ведь стыдно сказать, а надобно признаваться: многие сквернословят, не стыдясь ни родителей, ни жен, ни сестер, ни собственных детей. А для детей-то сквернословие поистине есть огонь, сожигающий их невинные души, и яд смертоносный (Иак.3:6.8). Дети обыкновенно всему научаются от старших, все стараются от них перенять, особенно, что часто слышат и видят. И вот постоянно слыша, как отец или кто-либо старший из семьи извергает скверные слова, дети сами с малолетства приучаются к тому же, оскверняют и они свои уста срамными речами. Таким образом, сквернослов обучает детей не доброму: обучает греху не знающих греха. А Спаситель сказал: "кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше было бы, если бы повесили жерновой камень на шею и бросили в море" (Мк.9:42). Далее Апостол Павел говорит христианам: "не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас" (1Кор.3:16). Все мы приняли помазание от Св. Духа и в таинствах освящаемся Его благодатию, так что не только души наши, но и тела, соделываются храмом для обитания Духа Божия, а потому кто непотребными и гнилыми словами оскверняет свою душу и тело, и души и тела ближних, тот безчестит в себе и других образ Божий, растлевает и оскверняет то самое, что Дух Святый запечатлевает Своим помазанием и благоволит устранять и освящать во храм и жилище Себе. А кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1Кор.3:17). Наконец, присоединим ещё и то, что уста наши суть такой орган, чрез который мы возносим молитвословия к Богу, лобызаем св. иконы, приобщаемся страшных Таин Тела и Крови Господней, и на который кладется печать дара Духа Святого. Прилично ли после этого употреблять сей орган для слов скверных и гнилых, исполненных всякой нечистоты? Еда ли источник от единого устия источает сладкое и горькое (Иак.3:11)? Поэтому-то Богом просвещенные учители веры и благочестия, зная весь вред и великую греховность от необузданности языка, своими примерами и наставлениями заповедали каждому из нас строго обуздывать язык свой. "Для слов своих сделай вес и миру и для уст своих сделай дверь и запор" (Сир.28:29), - говорит один из таких учителей. Другой с воздыханием взывал к Богу: положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устах моих (Пс.140:3). Если подвижники благочестия сами так усиленно заботились и так настоятельно нам внушают воздерживаться от всякого празднословия, то тем более должно воздерживаться от слов скверных, развращающих души христианские, и оскорбляющих Самого Бога. Спаситель сказал: всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф.12:36). Если же, по слову Господа, за всякое праздное слово мы должны дать ответ Богу, то подумайте, какому наказанию подвергается человек за слово скверное, которым он растлевает свою душу, заражает гнилостью и греховностью души ближних, оскорбляя и оскверняя в них все чистое и святое. По откровению слова Божия, никакой ругатель и сквернослов царствия Божия не наследит (1Кор.6:10). В житии святых отцов вот что повествуется.

В Риме один отец имел пятилетнего сына, который, воспитываясь без всякого наказания и избалованный, научился, между прочим, скверным словам. Как только, бывало, что-нибудь не по нем, ребенок начинал сквернословить. Но вот случилось, ребенок тот сильно заболел, и когда отец держал его на своих руках, бесы пришли взять душу ребенка-ругателя. Увидя их, ребенок затрепетал от страха и громко закричал: "Отними меня, батюшка, отними от них!" Отец спросил его: "Что с тобою, что ты видишь, сын мой?" Сын отвечал: "Черные мурины пришли и хотят взять меня". Сказав это, он начал по обыкновению произносить скверные слова и тотчас же умер.

Видите, если пятилетний ребенок, который не имея еще собственного рассудка, произносил скверные слова без сознания, между тем и за безсознательное сквернословие сделался жертвою смерти и достоянием бесов, то что же будет со сквернословами совершеннолетними, понимающими и знающими, что добро и что зло, за что отвечать пред Богом и за что не отвечать?

Итак, будем помнить, что слово в человеке есть святейший дар Божий, а потому не будем осквернять уста свои гнилыми, скверными словами, за которые мы должны отдать строгий ответ Господу, ибо от слов своих мы оправдаемся и от слов своих осудимся (Мф.12:37). Господи! положи хранение устам нашим и дверь ограждения о устах наших (Пс.140:3), дабы никакое гнилое слово, особенно скверное, не исходило из уст наших! ("Курск. Еп. В." 1892г. №23).

Вразумляющее наказание Божие, постигшее сквернословца

(Рассказ священника Иоанна Смирнова).

На третьей неделе Великого поста, 1868 года, прихожанин мой, села Воронежского крестьянин С.И. пошел в свой скирд за соломою. Ветер в ту пору был необыкновенно сильный. Взяв соломы, сколько нужно, он пошел в обратный путь. Но так как сильный порывистый ветер мешал ему идти, то он, по своей гнусной привычке, начал ругаться и осыпать ветер разными скверными словами. Неразумный, он не размыслил: Кто повелевает быть ветру и Кто управляет им? Он не подумал, что Бог изводит ветер от сокровищ Своих (Иер.10:13), воздвигает море ветром (Исх.14:21), что Он же запрещает ветру (Мф.8:26). Не думая и не размышляя об этом, он - Савва, так звали моего прихожанина, - шел и ругался, и за это дерзкое безумное оскорбление Самого Господа был строго наказан: не дойдя ещё до своего дома, он внезапно сделался нем...

Тут уразумел несчастный сквернословец, что эта внезапная немота - кара Божия за сквернословие - и с сокрушенным сердцем и слезами обратился к Господу Богу с искренним раскаянием в своих грехах, дал Богу обед вперед так не грешить, и премилосердный Господь чрез двадцать один день отверз его уста, и он начал опять говорить.

Великий Бог правосуден, но и многомилостив! Он не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему ("Странник" 1868 года).

Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение