страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Епископ Никодим (Милаш)
Толкование на дополнительные правила

Правила святого Иоанна Постника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Правила святого Никифора Исповедника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

Правила Николая, патриарха константинопольского
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Правило 25.

Отложившаго святый образ (монашеский) и не исправляющагося не следует принимать под кров, или приветливо встречать его (говорить ему "радуйся").

(Ап. 81, 83; IV Всел. 7; Никифора 35).

На основании этого правила, следовало бы совсем бросить на произвол монаха, оставившего монашеский образ и не принимать его более в монастырь. Однако, это противоречило бы 35-му правилу того же патриарха, согласно которому монах, оставивший чин, должен быть силою возвращен и заключен в монастыре. Мы не знаем, какое могло быть основание для настоящего 25-го правила; мы скорее готовы признать его интерполяцией, и потому именно, что кроме упомянутого 35-го правила св. Никифора, мы находим в другом сборнике его правило под нумером 91, согласно которому монах "отступной" должен быть силою возвращен в монастырь, предан анафеме (τούτον άναθέματι καθυποβληθήναι) и навсегда заключен в монастыре. В этой мысли утверждает нас и то, что предает анафеме монаха, оставившего свой чин и перешедшего на гражданскую службу, и 7-е правило IV Всел. Собора. Точно также строго относится к "отступным" монахам и византийское законодательство, предписания которого приняты в церковно-юридические сборники православной церкви [31].

Примечания
31. См. мое "Црквено казнено право", стр.592.

Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
Сканирование и подготовка текста выполнена
чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение