страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Епископ Никодим (Милаш)
Толкование на дополнительные правила

Правила святого Иоанна Постника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Правила святого Никифора Исповедника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

Правила Николая, патриарха константинопольского
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Правило 15.

Монахини могут входить в святый алтарь для возжигания свечей и лампад, для приведения в порядок алтаря и для метения его.

(Трул. 69; Лаод. 19, 44).

Наш перевод сделан по тексту Афинской Синтагмы. В Кормчей данное правило св. Никифора изложено так, что монахиням возбраняется входить в алтарь: "не подобает инокиням входити во святый алтарь, ни вжигати свещи..." [22]. В Арменопуловой канонической ‘Επιτομή текст такой же, как и в Афинской Синтагме [23]. Нам неизвестно, откуда в славянскую Кормчую вошел означенный перевод данного правила св. Никифора; во всяком случае, нам кажется, что воспрещение монахиням входить в алтарь, как сказано в Кормчей, гораздо лучше отвечает каноническому учению православной церкви, чем разрешение, содержащееся в правиле по тексту Аф. Синтагмы, Арменопулову, также и Пидалиона [24]. Основанием для нашего мнения может служить довод, который мы привели, следуя Зонаре, в толковании 44-го лаодикийского правила. А подтверждением нашего мнения служит, полагаем, и тот вопрос афонских монахов, который поставлен Константинопольскому Собору при патриархе Николае III, почти 300 лет спустя после патриарха Никифора: может ли и монах входить в алтарь? Собор, как ниже увидим, ответил, что монах может входить в алтарь. А если в XII веке понадобилось чтобы собор решил вопрос, может ли и монах входить в алтарь, то для монахинь это, нам кажется, само собой было ясно, а именно - что не могут; имея же в виду предписание 44-го правила Лаодикийского Собора, нам кажется непонятным, как в IX веке константинопольский патриарх Никифор разрешает монахиням то, что в XII веке патриарху Николаю предстояло разрешить относительно монахов. Вследствие всего этого нам кажется, что текст настоящего (15) правила Никифора более правильный в нашей Кормчей, т.е. в том греческом манускрипте, с которого оно переведено для Кормчей, чем текст вышеупомянутых греческих изданий.

Примечания
22. Прав.11. Упом. изд., II,275.
23. Leunclav., I,44. То же самое и в Номоканоне при Б. требнике, изд. А.С. Павлова, стр.83.
24. Издатели Пидалиона присовокупляют, что монахиням разрешено входить в алтарь только в их монастырях, причем ссылаются на 69-е трулльское правило, которое, впрочем, имеет мало отношения к данному вопросу.

Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
Сканирование и подготовка текста выполнена
чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение