страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Епископ Никодим (Милаш)
Толкование на дополнительные правила

Правила святого Иоанна Постника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Правила святого Никифора Исповедника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

Правила Николая, патриарха константинопольского
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Правило 6.

Игумен, имеющий пресвитерский сан, может поставлять в своем монастыре в чтецы и иподиаконы.

(Трул. 33; VII Всел. 14).

Согласно настоящему правилу св. Никифора, игумен, имеющий пресвитерское рукоположение, может произвести, в своем монастыре, и во иподиакона. Впервые упоминается в правилах эта привилегия игумена, ибо 14-е правило VII Всел. Собора разрешает игумену производить в своем монастыре только в чтецы, и больше ничего. Мы не знаем, на каком основании св. Никифор признал за игуменами право производить и во иподиакона. Может быть, что игуменам разрешили это во времена иконоборства в Константинопольской церкви, когда монахи оказали церкви большие услуги в защите почитания св. икон, и в награду за это предоставлена, может быть, монастырским настоятелям данная привилегия. При этом нужно помнить, что патриарх константинопольский Никифор известен как борец против иконоборства и как великий защитник тогдашнего монашества. Впрочем, данную привилегию игуменов, согласно которой они могут производить в своих монастырях и во иподиаконы, мы не можем назвать неканоническою, когда вспомним различие между степенями высшей и низшей священной иерархии. К высшей иерархии относятся епископы, пресвитеры и диаконы. Они становятся таковыми чрез таинство священства (рукоположение). Члены же низшей иерархии, начиная от иподиакона и ниже, не становятся таковыми посредством рукоположения (χειροτονία), а посредством руковозложения (производства, χειροθεσία, σφραγίς, προβολή), притом вне св. алтаря и до начала св. литургии, между тем первые принимают рукоположение в св. алтаре и во время св. литургии. И если, поэтому, упомянутое правило VII Всел. Собора предоставляет игумену право производить в своем монастыре в чтецы, то ему можно бы предоставить право поставлять и иподиаконов, ибо этим последним, как и чтецам, не сообщается божественная благодать, на что имеет право только епископ, ибо поставление иподиаконов, как и чтецов, не происходит в алтаре. Относительно прочего и иподиаконской степени см. толкование 6-го правила Трулльского Собора.

Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение