страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Епископ Никодим (Милаш)
Толкование на дополнительные правила

Правила святого Иоанна Постника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Правила святого Никифора Исповедника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

Правила Николая, патриарха константинопольского
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Правило 1.

Кто без всякаго принуждения, безразсудно, отрекся Христа, тот может, согласно 73 правилу Василия Великаго, быть удостоен св. причастия пред смертию, и никто не может освободить его от епитимии, равно не может сделать ему какое-либо снисхождение. Св. Григорий Нисский, перечислив по порядку все, что касается апостатов (отступников), подвергает тому же наказанию всех, добровольно переходящих от веры к заблуждению, определяя, что продолжительность наказания должна равняться продолжительности самой жизни каждаго грешника; лиц же, сделавшихся отступниками по принуждению, подвергает наказанию блудников, т.е. девятилетней епитимии. Точно также подразделяет апостатов и Анкирский Собор, равно священномученик Петр Александрийский и Василий Великий в своем 81 правиле. Однако, церковь ныне следует тому, что установил и определил святейший константинопольский патриарх Мефодий, и, согласно с этим, поступает с теми, которые так или иначе провинились в данном преступлении. Ибо он (Мефодий) говорит, что тот, кто еще в детстве уловлен был нечестивыми и страха ли ради, или по неведению, или же по неосведомленности в вере, принужден был отречься от веры отцев, впоследствии, придя в зрелый возраст, снова обратится к христианской жизни и вступит в кафолическую церковь с покаянием и исповеданием, - пусть ежедневно до седьмаго дня слушает у священника четыре предписанныя молитвы, а в восьмой день да измыется; затем пусть совлечет свою одежду и опояшется лентионом и тогда помазан будет св. миром подобно новокрещающимся, и после всего этого, наконец, да будет удостоен св. причастия; в течение же дальнейших восьми дней пусть присутствует в церквах на св. богослужениях подобно новокрещающимся. Подобнаго человеколюбия да будет удостоен и тот, кто, уловленный нечестивыми в совершеннолетнем возрасте, принужден будет мучениями отречься от веры отцев. Только таковый должен прежде всего поститься дважды по сорока дней, воздерживаясь от мяса, сыра и яиц, и, кроме того, по три дня каждую седмицу и от вина и елея; за все же это время пусть молится и творит поклоны, сколько будет сил. Затем, когда исполнится этот срок, дважды по сорока дней, пусть в течение семи дней слушает ежедневно молитвы умилостивления, а в восьмый день, подобно вышеупомянутому, да измыется, да помажется миром и удостоится св. причастия; в течение же следующих восьми дней пусть посещает церковныя службы. Добровольно отрекшегося от веры, без всякаго насилия, ожидает страшное наказание; но, по неизреченному Божию человеколюбию, и таковаго нужно лечить милостиво. Поэтому, таковый да постится два года, воздерживаясь от мяса, сыра и яиц и, кроме того, по три дня каждую седмицу от елея и вина, и да творит ежедневно, по мере сил, по сто или двести поклонов. Когда исполнится два года, пусть и он семь дней слушает молитвы умилостивления, а в прочем да поступлено будет с ним, как сказано выше.

(Ап. 62; I Всел. 10, 11, 12, 14; Трул. 102; Анкир. 1-9, 12, 21; Лаод. 2, 19; Карф. 43; Григория Неокес. 2, 11; Василия Вел. 3, 73, 81, 84; Петра Алекс. 1-14; Григория Нисск. 2).

Настоящее и прочие правила св. Иоанна Постника, приводимые здесь в русском переводе по Афинской Синтагме, по оригинальному тексту своему, не суть те самые, которые составил сам Постник. Самые же правила, или точнее Κανονικόν Постника, по всей вероятности, в первоначальной своей редакции ныне уже не существуют. Κανονικόν служил настольной книгой для духовников при наложении епитимий за различные грехи, причем почти каждый духовник переписывал эту книгу для собственного пользования, добавляя и другие правила для случаев, Иоанном не предусмотренных. Вследствие этого, Κανονικόν Постника, с течением времени, потерял свой первоначальный облик, так что среди многочисленных редакций этой книги трудно было узнать, которая из них подлинная, и какая, следовательно, является настоящим Κανονικόν-ом Постника. Поэтому многие начали пренебрегать им, так что он стал терять прежний свой авторитет. В XIV веке Матфей Властарь снова возвысил прежнее значение книги Постника. Из нее он составил довольно обширный Синопсис (48 правил) и приложил его к своей Алфавитной Синтагме. Как этот Синопсис М. Властаря, так и Алф. Синтагма его получили общее признание в восточной церкви, и по этому Синопсису правила Иоанна Постника снова вошли во всеобщее употребление. Среди множества древних греческих рукописей находится и Властарев Синопсис, который с одной из этих рукописей и был напечатан в Афинской Синтагме. В ней правила Постника приведены с заглавием, которое мы перепечатали в 4-м примечании на 42 стр. I тома. По тому же Синопсису правила Постника вошли и в древнесербские рукописи Синтагмы М. Властаря, как об этом говорит проф. Т.Д. Флоринский в своей книге "Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков" (Киев, 1888, стр.309 и сл.). Из приведенных замечаний, которые мы сочли нужным предпослать толкованию правил Постника, легче понять смысл всех отдельных правил, которые, по своему тексту, вовсе не суть правила Постника.

Все правила св. Иоанна Постника разделены на три группы. Это разделение соответствует тому разделению, которое ввел Григорий Нисский в своем 1-м правиле, согласно трем силам души: λογικόν, έπιθυμτικόν και θυμοειδες, из которых могут проистекать различные грехи. Подобно правилам св. Григория Нисского, и правила св. Иоанна Постника перечисляют грехи по схеме вышеупомянутых сил души. Отдельные группы правил Каноникона Иоанна Постника имеют, в оригинале Синопсиса М. Властаря, и заглавия, соответствующие указанному подразделению, так что первая группа озаглавлена - τά τοδ λογιστικού (της ψυχής μέρους αμαρτήματα) и содержит в себе, как и у Григория Нисского, правила о грехах против веры (1 и 2); вторая (группа) - περί του έπιθυμητικου μέρους и содержит в себе правила, (4-30) о грехах против нравственности, а третья (группа) - περι του θυμικού τής ψυχής μέρους - излагает правила (31-48), касающиеся грехов против любви к ближним. Кроме семи, все остальные правила Каноникона в Синопсисе принадлежат св. Иоанну Постнику; а из упомянутых 7 правил в 1-м, 2-и и 16-м имеются вставки М. Властаря, правила же 22, 23, 26 и 27 составил сам М. Властарь.

Настоящее (1) правило делится на две части. Первая часть, в которой упоминаются правила Анкирского Собора и отцов - Петра Александрийского, Василия Великого и Григория Нисского об отрекшихся от Христа, - принадлежит св. Иоанну Постнику, который находит, что, при наложении епитимий на отступников, возвращающихся в церковь, надлежит сообразоваться с предписаниями вышеупомянутых правил. Другая часть настоящего правила принадлежит М. Властарю, который правило Иоанна Постника дополнил предписанием Константинопольского Собора, заседавшего при патриархе Мефодии (842-846), о способе принятия в церковь отступников от Христа, каковое предписание во времена М. Властаря имело силу.

Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение