страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Епископ Никодим (Милаш)
Толкование на правила святаго Василия Великаго

Первое каноничеcкое послание к Амфилохию епископу иконийскому
Вступление 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Второе каноническое послание к Амфилохию епископу иконийскому
Предисловие. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Третье каноническое послание к Амфилохию епископу иконийскому
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

Из других посланий
К Амфилохию епископу иконийскому: 86
К Диодору епископу тарскому: Вступление 87
К Григорию пресвитеру 88
К хорепиекопам: 89
К подчиненным ему епископам 90
Из 27 главы книги о Святом Духе к блж. Амфилохию: 91
Из 29 главы того же сочинения: 92

Правило 45.

Аще кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа: таковому нет никакия пользы от наименования.

Буквально понимать слова правила: "аще кто оскорбляет Христа" (εάν τις ένυβρίζη τόν Χριστόν) значило бы, что в правиле осуждается богохульство (βλασφημία), за которое Св. Писание грозит грешникам мщением Божиим [89]. В виду этого, в правилах не упоминается определенно настоящее преступление. Византийское законодательство казнит строго преступление богохульства, исходя из того положения, что, как говорится в одной новелле Юстиниана, если не оставляются без наказания злословия против людей, то тем более заслуживают наказания те, которые злословят Бога [90]. В славянской Кормчей имеется постановление византийского законодательства, повелевающее относительно человека, хулящего Бога, - "да урежут ему язык" [91].

Однако, средневековые греческие комментаторы дают другое объяснение тому "оскорблению" Христа, о котором говорит настоящее (45) правило Василия Великаго, а именно, что этим правилом осуждаются те, которые не живут согласно с божественными заповедями, но преступают их и тем оскорбляют Христа, имя Которого носят на себе. И это толкование имеет свое основание.

Тот, кто носит имя христианина, но не исполняет того, что христианство предписывает, и этим, следовательно, оскорбляет Христа, - таковый не может пользоваться благодатными дарами, которые церковь подает своим верным, и таким образом должен считаться вне церкви. Настоящее правило есть в краткой форме - 7 нравственное правило (ηθικός όρος) Василия Великаго, гласящее: "хотя бы кто-либо и показывался исповедующим Господа и слушающим Его слово, однако, если он при этом не исполняет заповедей Его, - должен быть осужден, несмотря на то, что по милосердию Господню получил духовные дары", причем тут же приводятся подлежащие места из Св. Писания (Мф.7:21-23; Лк.6:46; Тит.1:16) [92]. То же самое Василий Великий говорит и в толковании пророка Исаии: "пусть никто не обольщает себя словами: хотя я и грешник, однако - христианин, а посему не попаду в геенну, где идолопоклонники, ибо мне поможет самое имя христианин, хотя бы я и не исполнял заповедей Христа" [93].

Примечания
89. Мф.12:31; 15:19; 26:65; Лк.5:21; Ин.10:33.
90. Nov. LXXVII, с.1 et 2.
91. Гл.48, гр.39, §46. Относительно наказаний за богохульство в законодательстве Петра Великаго см. А. Попов, Суд и наказания против веры (Казань, 1904), стр.287.
92. [Migne, s.g., t.31, col.712].
93. Comment.in Isai. 1,31 [Migne, s.g., t.30, col.229].

Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
Сканирование и подготовка текста выполнена
чтецом Владимиром Радаевым.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение