страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Епископ Никодим (Милаш)
Толкование на правила Феофила, архиепископа александрийского

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Феофила, архиепископа александрийскаго, наставление, данное Аммону.

Правило 2.

С бывшими в общении ариан, и доныне удерживающими за собою церкви, да будет поступаемо по обычаю, то есть, таким образом, чтобы поставляемы были другие, свидетельствуемые в православии, а они оставались в общении, и чтобы распоряжения о них были согласуемы с тем, как и в других городах поступили сущие в Фиваиде православные епископы. Поставленные от епископа Аполлона и бывшие в общении с арианами, имеющими церкви, да подвергнутся епитимии, аще учинили сие по своему произволению: аще же из послушания своему епископу, тогда пребывают в общении, как не разумевшие, яко неразумно поступили. Впрочем аще весь народ отвергает их с прочими: то да рукоположатся другие. Аще же приемлет их купно с теми, с коими они вступили в общение: то и к  ним да будет применен обычай, которому следовали все сущие в Фиваиде православные епископы.

(Ап. 92; I Всел. 10; Анкир. 1, 2, 3, 9, 12; Петра Алекс. 10, 14; Афанасия Вел. 3).

Настоящее и следующие девять правил (2-11) составлены из ύπομνηστικόν (commonitorium), полученного Феофиловым посланцем Аммоном, отправлявшимся в Ликон, епископом которого был Аполлон, с целью разрешить некоторые вопросы, поставленные Феофилу из области Аполлоновой. Некоторые православные священнослужители вступили, во времена арианского засилья, в церковное общение с арианами, хотя сами и не исповедовали арианского учения. Когда арианское засилье прекратилось и арианское учение потеряло свою силу, и православным возвращены были церкви, отнятые у них арианами, то и после этого во многих церквах священниками были лица, перешедшие, хотя бы и временно, на сторону арианства. На вопрос, как надлежит поступить с таковыми священниками, Феофил отвечает, что в данном вопросе нужно держаться практики, существующей в других странах, в частности же в Фиваиде, а именно, что, в виду нетвердости в православии, упомянутые священники должны быть удалены от должностей и на их места поставлены другие лица, доказавшие свою твердость в православии, причем удаленным от должностей должны быть оставлены имя и честь священнические, но без всяких иерархических прав. В частности, касательно поставленных Аполлоном священников, склонившихся, несмотря на советы епископа оставаться постоянными в вере своей, к арианству, Феофил предписывает подвергнуть их соответствующей епитимии. Касательно же священников, тоже склонившихся к арианству, ибо последовали в этом советам своих епископов, которые сами склонились к арианству, Феофил предписывает, что таковые священники, в виду невозможности обвинить их совершенно, не должны быть подвергаемы наказанию, а должны быть оставлены на своих местах, если, впрочем, народ православный не будет этому противиться. Более подробным разъяснением данного правила служит послание Афанасия Великого к Руфиниану, или же 3-е правило св. Афанасия в настоящем издании.

Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.
Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.

 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение