страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Из жизни Святого Нифонта Цареградского

5. Брат вопросил еще: Скажи мне, Отец мой, отчего некоторые изнуряют тела свои воздержанием, а страсти царствуют над ними: гнев, вражда, памятозлобие, зависть и злейшее всех немилосердие, и скупость; некоторые же из добродетельных едят и вино пьют, а в них не видно никакого греха. Что это значит?

Преподобный же сказал: Много постящиеся и не исправляющиеся, как думаю, сын мой, претерпевают это из-за уст своих, ибо тот, кто не хранит всегда своих уст, если и весь год постится, не получает никакой пользы. Итак, раздражает ли тебя диавол на гнев, не говори ничего, - и ты одержал победу над страстию. Опять возбуждает ли тебя враг на зависть, не клевещи, - и ты победил лукавого, ибо плод зависти есть оклеветание. Если разжжет тебя обольститель на блуд, не отверзай уст своих для беседы с женщиною, также не позволяй себе излишества в пище и питии, - и ты укрепился на него; притом возьми прут и посеки себя, и боль отгонит брань, ибо, по сказанному (в Писании), полезнее для тебя будет, если даже погибнет один из членов твоих, нежели все тело твое ввержено будет в геенну огненную (Мф.5:29). Если этот дикий вепрь возбуждает в тебе желание многоценных явств, то пойди в отхожее место и узнаешь зловоние их. Если кто укорит тебя, или осудит, или назовет безумным, ты смири помысл свой и осуждай себя как грешного; вспомни, что Христос Сын Божий был оплеван, поруган грешниками, биен по главе тростию, и посему почитай себя недостойным и того, чтобы жить. О тех же добродетельных, которые едят и пьют (по-видимому свободно), знай, что они суть доблественные воины, поправшие греховные страсти и теперь сделавшиеся господами и властелинами, получив от Бога дарование бесстрастия. Они сперва предались воздержанию, и подвизаясь, достигли наконец цели, которой желали. Впрочем, делающие так часто делают это лишь перед людьми, пребывая же наедине - в безмолвии, подвизаются в воздержании, вознаграждая в келлии пощением то, чего они лишили себя (малым) разрешением перед людьми [155].

Конец, и Богу слава. Аминь.

Примечания
155. См. Достоп. Сказ. о подвижн. Отцов, стр.148, изд. 1846 г.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.658-659
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение