страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

621. Тот же брат, еще раз ослушавшись Аввы, вопросил Великого Старца: полезно ли ему исполнять то, что он во время гнева скажет другому с клятвою, или покаяться и не исполнять клятвы.

Старец же отвечал ему следующее: Господь сказал Моисею: сниди скоро, беззаконноваша бо людие, ихже извел еси из земли Египетския: уклонишася бо с пути, егоже заповедал еси им: и се сотвориша тельца и поклонишася (Исх.32:7-8) идолу тому. Как ты, окаянный, так скоро уклонился от послушания? Диавол хочет удалить тебя от оного и неистовствует на тебя. Не это ли есть сказанное мною, что ты безумен и не обрезан сердцем? Куда отринул ты слова мои? Зачем стремишься в ров диавольский? Зачем ослепляет тебя враг относительно того, что ты слышал? Не было ли тебе заповедано предать себя в руки Божии и в руки Аввы твоего? Не слышал ли ты, что он желает спасения души твоей, как пользы собственной своей души? И ты не должен был ослушаться его, хотя бы повеление его и было неудобоисполнимо, и особенно когда сего требовала польза братии, но сатана лишает тебя оной чрез самооправдание, чтобы ни ты сам, ни другой через тебя не получили пользы. Ты хочешь, чтобы постигло тебя горе, произнесенное на фарисеев, и наказание, по словам Пророка Иезекииля, обещанное нерадивому стражу (Иез.33:6). Положим, что сам ты не можешь доставить пользы кому-либо; почему же не говоришь тому, кто может сие сделать? Зачем ты (так) скоро сделался подобным псу, возвращающемуся на свою блевотину, и свинии, которая, омывшись, возвращается в кал тинный (2Пет.2:22), пребывая непреклонен в жестокосердии твоем? Авва заповедал тебе говорить ему все случающееся, и грех был бы на нем, а ты раздражаешь его, как народ - Моисея. Устыдись наконец, оставь свой прежний навык, обратись, и приимет тебя Бог, ибо Он милостив. Оставь и человекоугодие, ибо ты погибаешь чрез сие и не можешь быть рабом Божиим. Внимай себе, окаянный, и убойся Бога. Не полезно тебе исполнить то, что сказано с клятвою во гневе, и преступить заповедь Бога, сказавшего: не убиеши (Мф.5:21), ибо лучше покаяться пред Богом в том, что сказано с клятвою, и не исполнить сего, (дабы) не подпасть одинаковому осуждению с Иродом, который, исполняя нечестивую свою клятву, отсек главу Иоанна Предтечи и лишился за то вечной жизни и предан тяжкому и бесконечному мучению. Лучше и полезнее покаяться и просить прощения у Бога, Который может оное подать; ибо и Ирод блажен бы был, если бы сделал так; не сделав же, увеличил свое окаянство, и был проклят во веки. И Петр, верховный Апостол, три раза с клятвою отрекся, что не знает Спасителя, но, раскаявшись с горьким плачем и истинным покаянием, загладил грех свой и принят был человеколюбивым Владыкою Христом и Спасителем, и не только удостоился радости, словами Ангела: рцыте учеником Его и Петрови (Мк.16:7), но и Сам Господь, вместо троекратного отречения, трижды вопрошал его: любиши ли Мя, Петре (Ин.21:17), показывая ему, что чрез истинное покаяние исцелился грех троекратного его отречения. Не клянись же вперед, преступая заповедь Божию. Если же согрешишь в том, не отвращайся покаяния; ибо если бы и Петр исполнил клятву свою - не знать своего Владыки, то чужд остался бы Его и славы Его.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.535-537
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение