страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

620. Брат погрешил в (некотором деле) и, многократно слыша от Аввы: "скажи только: прости", ожесточившись, не сказал сего. Авва же, произнеся молитву с тремя земными поклонами, едва убедил его сказать: прости. Когда же брат сей уходил в свою келлию, Авва сказал ему: "брат, будучи наедине, в своей келлии, испытай сам свое сердце, и найдешь, от чего случилось с тобою такое ожесточение". Когда же брат тот сделал сие, то пришел, повергся пред Аввою, сознаваясь в своей вине, и просил возвестить дело это Великому Старцу Варсануфию и попросить его сотворить о нем молитву.

Ответ Варсануфия. Брат! Внимай себе. Ты пожелал, чтобы я посеял на поле твоем; никто не принуждал тебя к тому; смотри же, не допускай того, чтобы диавол между твоею пшеницею посеял плевелы - пищу огню. Говорю тебе: ты вопросил меня о своих помыслах. Отцы же говоря, что кто вопрошает (Старцев), тот должен и сохранять советы их до самой смерти, а кто не сохраняет их, тому это послужит в погибель. В сердце твоем кроются злые и лютые помыслы. Зачем увлекаешься ты смертоносными помыслами о том, чего вовсе и не существует? Диавол представляет тебе свет тьмою и тьму светом; горькое показывает тебе сладким и сладкое горьким (Ис.5:20). Жизнь видится тебе смертью и смерть жизнию, ибо враг обходит рыкая, иский поглотити (1Пет.5:8) тебя живым, а ты не разумеешь того. Если бы не покрывала тебя рука Божия и молитвы Святых, то ты впал бы в его обольщение и в погибель. Авва твой говорит тебе божественные слова для пользы и спасения души твоей, - ты отвергаешь их, и потому никогда не придешь в познание жизни. Авва трудится о тебе, как о собственной душе своей, прося и Святых помолиться о тебе, чтобы ты избавился от сетей диавольских и смерти, и спасен был в обитель Господню. И если он так трудится о тебе, то не должен ли и ты сохранять слово его более, нежели собственную твою душу? Но, насыщенный всегдашним пребыванием при нем, ты удовольствовался сим, тогда как тебе не должно бы было иметь сего насыщения, и надлежало молиться, чтобы сподобиться такого пребывания и чтобы не послужило тебе к осуждению всегдашнее при нем пребывание, и тщательно исполнять повеления его с великим страхом и трепетом, дабы через него низошло на тебя благословение Божие, и ты избавился от обольщения [133] вражеского. Да не сбудется на тебе слово Писания: яде Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный (Втор.32:15). И (тогда) исполнится над тобою: горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо, яко аще в Тире и Сидоне быша силы были, бывшия в вас, древле убо во вретище и пепле покаялися быша (Мф.11:21). Да не услышишь и ты: возненавидел еси наказание и отверг еси словеса мои вспять (Пс.49:17). Зачем многократно искушаешь ты себя: сам, начиная разговаривать с некоторыми, не переносишь того, что они говорят, но сердце твое ослепляется завистию и клеветою и наносит смущение. Многократно претыкался ты и (падая) разбивал лицо свое, а все еще не стыдится медное чело твое, и не преклоняется железная выя, как и брат Иоанн уже говорил тебе. Кто, поступая так, получил спасение? Сначала поступил так Каин, и он был проклят Господом; после него исполины, - и они утонули в воде потопа. Хам и Исав были отринуты от святого благословения. Фараон ожесточился, и вода Чермного моря потопила его и бывших с ним. Дафан и его сообщники воспротивились Моисею, и земля поглотила их и домы их. И если, по свидетельству Писания, священника противившегося поглотила земля, то как осмелился ты противиться повелевавшему тебе сказать: "прости", и не сказал сего, и удалил себя от смирения Божия и от слов Отцов, которые говорят: при всяком случае надобно иметь смирение, чтобы во всяком деле и слове говорить: "прости"? Ты же много раз слышал (убеждения к тому) и не сказал сего; но и то, что ты сказал после, было неистинно, потому что ты сказал это вынужденно, а не с покаянием и умилением. Доколе будешь ты жестоковыен и необрезан сердцем (Деян.7:51)? Рассмотри, что никто не поступает с тобою жестоко. Зачем подаешь ты диаволу руку и силу на погибель души твоей? Трезвись вперед, брат мой, бодрствуй и пробудись от тягчайшего сна и упоения без вина, которое владеет тобою. Где смирение? Где послушание? Где отсечение своей воли во всем? Если в одном отсекаешь свою волю, а в другом нет, то явно, что и в том, в чем ты ее отсек, ты имел другую, свою же волю. Ибо повинующийся повинуется во всем; и такой не заботится о своем спасении, потому что за него отвечает другой, - тот, которому он предал себя в повиновение и вверил себя. Итак, если хочешь спастись и жив быти на небе и на земле, то сохрани сие, и я буду отвечать за тебя, брат; если же будешь нерадив, то смотри сам. Не теряй надежды, ибо это радость диаволу. Я убедил Авву принять тебя в недра свои, как то и случилось. Он не желал сделать сего за твое непослушание, но я убедил его принять тебя со страхом Божиим, как родного сына, а не как прелюбодейчище. И ты вверь себя ему во всем со страхом Божиим. И свидетель мне Отец, Сын и Святый Дух, что я принимаю на себя все попечение о тебе перед Ним, и с меня взыщет Бог кровь твою, если не нарушишь слов моих. Положи же начало с нынешнего дня, сохраняй себя и не внимай безрассудным и неполезным словам. Господь да даст тебе разум и силу услышать и исполнить. И если со временем еще пожелаешь вопрошать меня, не поленюсь отвечать тебе, что Бог, для удостоверения сердца твоего, вложит в уста мои сказать тебе, ко спасению души твоей о Христе Иисусе. Аминь.

Примечания
133. В Слав.: прелести.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.532-535
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение