страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

Вопрос 606. Брат вопросил Святого Старца Авву Варсануфия: не знаю, Отец мой, каким образом увлекся я книгами Оригена, Дидима и гностическими (сочинениями) Евагрия и учеников его. Они говорят, что души человеческие были созданы не вместе с телами, но прежде их были (простыми) [126] умами, т.е. бестелесными; подобно сему и Ангелы и демоны были простые умы. И люди, падши в преступление, осуждены были жить в сем теле, Ангелы же, сохранивши себя, сделались Ангелами [127]. Пишут они и другое подобное сему, например, что будущее мучение должно иметь конец, и люди, и Ангелы, и демоны возвратятся снова в первое свое состояние, т.е. будут простыми умами, и это они (еретики) называют восстановлением. Душа моя впала в двоедушие и сетует (сомневаясь), истинно ли сие, или нет, и потому прошу тебя, Владыко, научи меня истине, чтобы я мог держаться ее и не погибнуть, ибо в Божественном Писании ничего о сем не говорится. И сам Ориген в толковании своем на послание к Титу утверждает, что ни Апостольское, ни Церковное предание не (говорит), чтобы душа существовала прежде создания тела, потому (Ориген) признает еретиком того, кто говорит это. Но и Евагрий в главах своих, называемых гностическими, свидетельствует, что того никто не возвестил нам, не открыл и Сам Дух. Во второй сотне, в 64-й, из так называемых гностических глав, он пишет: "о первом никто не говорит, а о втором сказал глаголавший в Хориве". И опять в 69-й главе той же сотни он говорит так: "Дух Святый не открыл нам ни о первом разделении умных существ, ни о первобытном существовании тел". О том же, что не будет ни восстановления, ни конца муке, Сам Господь объявил нам в Евангелии, сказав: идут сии в муку вечную (Мф.25:46), и еще: червь их не умирает и огнь не угасает (Мк.9:43). Откуда же взяли они это, Владыко, когда ни Апостолы нам сего не предали, ни Дух Святый не открыл (как сами они свидетельствуют) и в Евангелии сказано противное. По благоутробию твоему, Отец мой, окажи милость моей немощи, и скажи мне: каково оное учение?

Ответ. Брат! Увы, и горе роду нашему, что мы оставили и что исследуем, о чем стараемся и обо что претыкаемся? Оставили мы правые пути и хотим идти по стропотным, чтобы и на нас исполнилось слово Писания: горе оставляющим пути правыя, еже ходити в путех стропотных (Притч.2:13). Поистине, брат, я оставил плач о самом себе и плачу о тебе; во что ты впал? Перестал я плакать о грехах моих и оплакиваю тебя, как сына моего. Небеса ужасаются, о чем любопытствуют люди! Земля сотрясается, как они хотят исследовать непостижимое! Это догматы языческие. Это пустословие людей, которые думают о себе, что они нечто значат. Это слова людей праздных. Это порождения прелести, ибо сказано: глаголющеся быти мудри, объюродеша (Рим.1:22). И если хочешь уразуметь, внимай: от плод их познаете их (Мф.7:16). Каковые же плоды их? Надмение, уничижение, расслабление, леность, претыкание, отчуждение от закона, или, лучше сказать, от Законоположника Бога. Они - жилище демонов и князя их диавола. Сии (мнения) не к свету ведут тех, которые им веруют, но в тьму. Они не к страху Божию побуждают, но более к преуспеянию диавольскому. Они не извлекают из тины, но погружают в нее. Это суть плевелы оные, которые враг посеял на поле Домовладыки. Это терние, выросшее на земле, проклятой Владыкою Богом. Они - совершенная ложь, совершенная тьма, совершенная прелесть, решительное отчуждение от Бога. Бегай их, брат, чтобы учение их не утвердилось в твоем сердце. Они иссушают слезы, ослепляют сердце и всесовершенно погубляют людей, внимающих им. Не останавливайся на них и не размышляй о них; они исполнены горечи и приносят плоды смерти. Касательно же ведения о будущем - не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь (Гал.6:7). По исходе отсюда, никому нельзя уже преуспеть. Не трудно Богу вместе с человеком создать и душу его. В рассуждении же небесных Чинов Божественное Писание заграждает уста всякому человеку, говоря: рече и быша, повеле и создашася. Постави я в век века (Пс.148:5-6). А что Бог поставил, переменяется ли то? У Него, по Писанию, несть пременения (Иак.1:17). Где нашел ты, чтобы старание какого-либо Ангела привело его в успеяние? Брат, здесь делание, - там воздаяние, здесь подвиг, - там венцы. Брат, если ты хочешь спастись, не вдавайся в это (учение), ибо свидетельствую тебе пред Богом, что ты впал в ров диавольский и в крайнюю погибель. Итак, отступи от сего и последуй Святым Отцам. Приобрети себе: смирение и послушание, плач, подвижничество, нестяжание, вменение себя ни во что и подобное сему, что находишь в словах и в жизни Отцов. Сотвори же плоды достойны покаяния (Мф.3:8), и не смотри на меня, который говорю и не делаю, но помолись, чтобы и я некогда пришел в познание истины, во славу Святыя Троицы, ныне и присно, и во веки, аминь.

Примечания
126. γυμοι, нагие.
127. В "Христ. Чтении" после сих слов сказано еще: "а демоны по причине многих нечестий сделались демонами", но в греческой книге, напечатанной в Венеции в 1816 г., сих слов не находится.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.510-513
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение