страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

Вопрос 590. Скажи мне, Отец мой, как я должен встречать приходящих: мирян, Отцов и братий?

Ответ. Ходя в премудрости, принимай всех, не подавая никому соблазна, по примеру Апостола, сказавшего, что он был угоден, и иудеям, и еллинам, и церкви Божией (1Кор.10:32). Любви ради Христовой, напоминаю Господину моему, что время наше уклонилось к телесному покою и к насыщению чрева, которые рождают все страсти; храни же себя от приходящих по такому поводу, мирские ли то будут или братия, или Отцы. Когда случится придти им, то не слишком угощай их и не совсем отвергай; когда же то будет человек, приходящий собственно с этою целью, то устранись от него. Тебе небезызвестно обращение Аввы, как он обходился с приходящими: полезнее тебе, чтобы тебя назвали скупым, когда ты не таков, нежели чтобы назвали сластолюбцем. Итак, принимай всех с приличною приветливостию, показывая лишь вид, что вкушаешь наравне со всеми, вкушая однако же менее надлежащего. А если кто будет принуждать тебя, скажи ему: Апостол говорит: не упивайтеся вином в немже есть блуд (Еф.5:18). Отцы говорят: "молим всякого человека, хотящего спастись и принести покаяние Богу, сохранять себя от излишнего употребления вина, которое рождает все страсти". Сохраняй себя от тех, которые говорят: "если ты не пьешь, то и я не стану пить, и если ты не ешь, то и я не стану есть", и со всяким смиренномудрием проси такого, говоря: "Апостол сказал: ядый да не укоряет не ядущаго, Господеви бо яст, и не ядый ядущаго да не осуждает, Господеви бо яст и славит Бога (Рим.14:3,6), и как то и другое делается во славу Божию, то оба они и честны у Бога. А потому, пусть каждый, ради любви Божией, вкушает и пьет, сколько ему угодно, а меня, сделайте милость, (не принуждайте), ибо я немощен и не могу (более)". И Апостол сказал так: Царство Божие несть пища и питие (Рим.14:17), но любовь и чистое сердце и пр. Итак, будь благоразумен в отношении приходящих; тебе надобно иметь разумение и мудрость, дабы о каждом познать, для чего и как пришел он: ради ли Бога, или ради пищи; наконец, сколько можно, остерегайся бесед о плотском с приходящими, которые имеют нужды слышать слово, разве кто имеет нужду слышать Слово Божие, (для чего дает тебе Бог разумение), - с такими беседуй из жития Отцов, от Евангелия, от Апостолов и Пророков, и не попускай им говорить о мирских делах, ибо иначе пища и все прочее будет у вас плотское. То, что я сказал выше, не относится к плотскому учению; а разговоры о мирских делах неприлично вам вести, ибо это учение плотское. Скажи такому: "Авва! Господь сказал: воздадите кесарева кесареви и Божия Богови (Мф.22:21); если же ты пришел Бога ради, то можешь беседовать о том, что угодно Богу. Мир свое любит; но мир не согласуется с волею Божиею. Иначе мы будем наказаны, беседуя не по воле Божией, ибо Апостол сказал: мудрование плотское вражда на Бога, воли бо Божией не покаряется, ниже бо может (Рим.8:7)".

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.500-502
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение