страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

Вопрос 255, того же к тому же Великому Старцу. Помолись о мне, Отец мой, меня очень смущают помыслы блуда, уныния и боязни; и помысл говорит мне, чтобы я беседовал с братом, к которому чувствую влечение, когда его вижу, дабы молчанием моим не подать ему повода к подозрениям. Ощущаю также, что бесы как бы давят меня, и впадаю в боязнь.

Ответ. Брат! Ты не обучен еще браням с врагом, потому и приходят тебе помыслы боязни, уныния и блуда. Противостань им твердым сердцем, ибо борцы, если не подвизаются, не бывают увенчаны, и воины, если не покажут Царю своего искусства в бранях, не удостаиваются почестей. Вспомни, каков был Давид. Не поешь ли и ты: искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое (Пс.25:2). И еще: аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое. Аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс.26:3). Также о боязни: аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс.22:4). Об унынии же: аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави (Еккл.10:4). Разве ты не хочешь быть искусным? Но муж, не испытанный искушениями, не искусен. Брани делают человека искусным. Делание инока состоит в том, чтобы терпеть брани и противиться им с мужеством сердца. Но как ты не знаешь хитростей врага, то он и приносит тебе помыслы боязни и расслабляет твое сердце. Ты должен знать, что Бог не попустит на тебя брани и искушения выше силы твоей; тому научает тебя и Апостол, говоря: верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете (1Кор.10:13). Брат! И я в юности моей многократно и сильно бывал искушаем бесом блуда и трудился, подвизаясь против таких помыслов, противореча им и не соглашаясь с ними, но представляя себе пред глазами вечные муки. Пять лет поступал я так ежедневно, и Бог облегчил меня от сих помыслов. Брань сию упраздняет непрестанная молитва с плачем. А то, что бесы давят тебя, происходит от зависти их; если бы могли, они выгнали бы тебя и из келлии твоей; но Бог не попускает им владеть тобою, да они и не имеют на то власти. Бог вскоре мог бы облегчить тебя, но ты не стал бы тогда противиться другой страсти. Да не расслабят тебя бесы, чтобы обращать внимание на брата (которым завлекаешься) или беседовать с ним; но если тебе и случится нечаянно с ним сойтись, против твоего желания, удержи взор твой со страхом и благопристойностию и не слушай внимательно его голоса. Если же брат тот, по неведению сам заговорит с тобою или сядет возле тебя, то искусно уклонись от него, впрочем не вдруг, но с благопристойностию. Скажи помыслу своему: вспомни страшный суд Божий и стыд, который постигнет тогда увлекающихся сими постыдными страстями. Понуждай помысл свой и получишь помощь молитвами Святых, и Бог помилует тебя. Не будь дитя умом, но злобою младенствуй (1Кор.14:20); умом же, брат, совершен будь. Внимай себе, как тебе встретить Бога. Аминь.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.271-273
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение