страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

226. Прошение того же к тому же Великому Старцу. Отец мой! Я увлекся хульным помыслом, прошу тебя, прости меня Господа ради и помолись, чтобы мне исправиться.

Ответ. Если бы можно, то полезно было бы наполнить сии письмена слезами и послать их тебе, оскорбившему себя. И что я могу сделать для человека, не приготовившего земли сердца своего к принятию слов, посеянных на нее мною письменными ответами, к воссозданию души из ветхости, во обновление жизни вечной? Если бы ты принял мои слова с усердием, то вкусил бы их сладость, которая услаждает душу и отгоняет лютейшую горечь, всеянную в тебя демонами. Уже немало времени тому, как ополчился на тебя бес хульный, который погубляет души, принимающие его. Исследуй и найдешь, что без всякой достойной внимания причины он уловил тебя за гривну [66], чтобы умертвить тебя. О, да не даст ему Бог мой места - исполнить на тебе волю свою (2Тим.2:26). Если не отчаемся, то всегда предстоит Бог, принимая покаяние. Если предадимся отчаянию, то делаем сами себя повинными осуждению, имея кровь на главе своей (Иез.33:4). Итак, пробудись от прелести пленения, и чувства, похищенные у тебя врагом, воззови учениями Христовыми, преподанными тебе мною, который повелел тебе прежде всего угасить гнев и раздражительность, зная, что они приводят человека в погибель хуления на Бога. Приобрети же: смирение, опаляющее демонов, послушание, открывающее Сыну Божию вход в человека, веру, спасающую человека, надежду, не посрамляющую, любовь, не допускающую человека отпасть от Бога. Но ты мало позаботился о сих (добродетелях), а напротив избрал сам себе противоположное: гнев, раздражительность и совершенную погибель - вышеупомянутое хуление. И хотя слышал от меня, что если потрудишься, по силе твоей, оставить сии страсти и прилепиться к вышеозначенным благим добродетелям, то я в десять раз более сделаю, по силе моей, чтобы помочь тебе молитвенно; но, несмотря на сие, ты нерадишь, посрамляя седины мои. Впрочем, взирая на благость Божию, чтобы уразуметь, сколько Он благ, потрудись исправиться. И как мы имеем заповедь прощать, то и прощено тебе прошедшее; но исправься отныне. О вчерашнем же в течение сорока дней приноси покаяние Богу, делая ежедневно по три поклона, и говори: "прости меня, хулившего Тебя, Бога моего!" и исповедуй Его злохулившими устами трижды в день, говоря: "Слава Тебе, Боже мой, и благословен еси во веки, аминь". И не впадай в то же снова, чтобы не случилось с тобою чего-нибудь худшего. От нечувствия сердца ты пришел в гнев, а от гнева перешел к тому, что отступил от святого Причащения, будучи же пленен совершенно, впал и в ров хулы сей. И если бы не предварила рука Человеколюбивого Бога и молитвы Святых, то душа твоя впала бы в погибель отчаяния. Наконец, чрез меня, малейшего, говорит тебе Бог: согрешил ли ты, не греши более. Молись и о прежних грехах твоих. Бог милостив и при желании нашем прощает нам грехи. При всем том вспоминай, что много может молитва праведнаго поспешествуема (Иак.5:16). Если угодно тебе - делай; если же нет - прости меня за все.

Примечания
66. Цепь на шее. Сл. Сир.6:25.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.239-241
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение