страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобные Варсануфий и Иоанн
Руководство к духовной жизни
Ответы на вопросы учеников

60. Тогда как (Великий) Старец никого не принимал к себе, кроме своего ученика Аввы (Серида), тот же брат чрез письма просил побеседовать с ним, говоря, что и Авва Моисей и прочие Отцы принимали к себе тех, которые имели в том нужду. Старец отвечал ему на это письменно и с предсказанием, исполнение которого мы увидели на самом деле. Он сказал, что покажется ему, и при том каким образом, и для чего, именно ради неверующих во Иудее. По времени, когда тот же брат впал во искушение неверия и говорил, что в келии вовсе нет Старца, и Авва (Серид) вымышляет, будто он там, Старец призвал сего брата и других, находившихся на том месте, умыл им всем ноги, и я грешный (говорит о себе Авва Серид) удостоился сего умовения. После чего тот брат, придя в себя и вспомнив ответ сей, исповедал нам свое неверие и предсказание Старца, и все мы прославили Бога. Ответ же Старца был следующий:

Брат! Никто не знает тайн другого, как точию дух человека, живущий в нем (1Кор.2:11). Каждый знает, что у него в доме и что собрал он в сокровищницу свою, и, судя поэтому, уделяет и на пропитание других. Мы и от Владыки имеем повеление не строить столпа прежде, нежели разочтем имение (Лк.14:28). Ты исчислил мне Святых, богатых по духу, и возвеселил меня знанием твоим, а еще лучше, если бы и делами. - Рассматривая их жизнь нахожу, что сколько они преизбыточествовали добрыми делами, столько я злыми. Они по дерзновению к Богу делали это (принимали других), а я, и не делая (не принимаю никого), трепещу, зная соделанное мною и вспоминая того, кто сказал: научая иного, себе ли не учиши (Рим.2:21)? Я слышу глас, который укоряет меня и говорит: лицемере, изми первее бревно из очесе твоего (Мф.7:5), и прочее. Тружусь же изъяти и не могу, но не отчаиваюсь, а надеюсь достигнуть сего. - Скажи мне, брат, если кто скажет нищему: "Другие много дали, дай и ты, ничего не имеющий", может ли он исполнить это? Что же (скажу) еще? Многие, томившись жаждою и, потом найдя воду для ее утоления, не любопытствуют, откуда взялась она, из источника, или от дождя, или из реки, и многие, наслаждаясь светом солнца, не любопытствуют знать, велико ли оно, или мало, имеет ли оно чувство, или нет; также и о других стихиях. И о Боге Св. Отцы, будучи вопрошаемы, написали: ищи Господа, а не испытывай, где обитает Он. Что же скажу я тебе, оставившему то, что требуется от тебя, т.е. попечение о согрешениях своих, и пожелавшему видеть меня - червя смрадного, землю и пепел? Однако и я, безумный, с радостью послал тебе ответ, заблуждаясь и считая себя за нечто, и забыл написанное: мняй себе быти что, ничтоже сый, умом льстит себе (Гал.6:3). Да, я ошибся в этом и говорил, будучи недостоин того; ты же, как добрый и послушный делатель, подвизайся и не требуй этого от меня, желающего видеть и приветствовать тебя и всех, из любви к вам по Богу. Я сам, если возвестит мне Бог, припаду к стопам вашим и облобызаю их, прося молений и молитв ваших, чтобы избавиться мне от неверующих во Иудее (Рим.15:31). Не будем, брат, в мечтах тратить дней наших, но потщимся приобресть плач, исполненный слез [30], да получим блаженство (Мф.5:4) и постараемся приити в состояние нищих и кротких (Мф.5:3-5), да будем сонаследниками их и пожнем мир (Пс.33:15) со всеми; да удостоимся быть с сынами Божиими (Мф.5:9) и претерпим поношение и укоризну, да умножится мзда наша на небесех (Мф.5:11.12); и постараемся явиться Ему с делами благими: да видят человецы добрая наша дела и прославят Отца Нашего, Иже на небесех (Мф.5:16). Не обличая тебя, написал я это; ибо себя самого вижу в долгах многих; но непрестанно припадаю, молясь Богу, чтобы Он молитвами Святых даровал мне и тебе оставление грехов, аминь.

Примечания
30. См. ответ 286.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.84-86
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение