страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Феодор Студит
Послание 18(206). Огласительное к ученикам своим

Так как уже наступает Святая Четыредесятница, то я признал благовременным кратко побеседовать с вами, возлюбленные дети и почтеннейшие братья, имея заповедь от апостола умолять, обличать, запрещать во время и не во время (2Тим.4:2). Теперь же и само время поста заключает в себе назидание, может и сурового привести в сокрушение.

Итак, братия, с охотою встречайте эти радостные дни, совершая каждый по силам своим обычное в том месте, где остановился, чтобы нам посредством спокойствия и воздержания в пище очистить сердце, окрылить душу, обуздать страсти. Ибо в этом состоит пост, в этом - спокойствие, этого требует заповедь, это - глава нашего спасения, от этого и причащение Святых Таин может быть для нас благоприятно, или лучше сказать, может послужить напутствием к вечной жизни. Ибо, кто ест и пьет недостойно, т.е. не чисто, насколько доступно нашей природе, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем, по апостольскому изречению (1Кор.11:29).

Поэтому, братья мои, нужно подвизаться и соблюдать себя чистыми от непристойной похоти, от зависти, снедающей душу, от сребролюбия, потопляющего ум, и от нерадения, омрачающего око души, постоянно ожидая исхода из тела, чем и истребляются страсти, и укрепляется душа. Заключайте вход для страстей, избегайте мест падения, избегайте бесед и обращения с женщинами.

Ибо может ли не возгореться, не воспламениться сердце, обмениваясь словами с девицею, с поющею или с какою-либо другой женщиной? Может ли, скажу словами Григория Богослова, спасти чужая того, кого погубила своя? И хотя бы кто казался соблюдшим себя на деле, не спасется в сердце, по изречению Господа (см. Мф.5:28). Пусть же гонение будет не для погибели, а для спасения, и нет теперь такой нужды, которая заставляла бы общаться с женщиной, как некогда обстоятельства принудили славного между отцами Афанасия жить семь лет у девы или других святых принимать услуги от женщины [1]. Но теперь и города, и селения располагают свободой гостеприимства, так что не нужно общаться с женщинами.

А ты, брат, очевидно, не замечаешь, что исповедание и гонение ради Христа обращаешь против Христа, часто беседуя с женщинами, может быть воспевая псалмы вместе с ними, а может быть вместе и вкушая пищу или живя в одном доме, питаясь лицезрением живущей рядом и тем пагубно снедаясь ею?

Бегайте, как от огня, мужчины от женщин и женщины от мужчин; если же нужно будет иметь общение, то столько, сколько требует нужда и польза, избегая при этом ввести в соблазн других. Для чего моей свободе, - говорит апостол, - быть судимой чужою совестью (1Кор.10:29)? И еще: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1Кор.8:13). Живите же не соблазнительно, сыны мои, и не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, как написано (1Кор.10:32), помышляя и о неизвестности смерти. Уже отошел и брат Сила, и еще прежде него авва Феосост, и брат Прокопий, и никто не останется навсегда. Блажен умеющий безукоризненно пройти здешнюю жизнь. Не забывайте молиться о нас, смиренных, чтобы нам спастись.

Примечания
1. Созомен. Церковная история. Спб. 1851. Кн.V. Гл.6. С.322.

Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 2. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С.36-38.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение