страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Феодор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления

Слово 326
Где убежище от уловлений вражеских? В удалении от всего грешного, от помыслов и влечений порочных. - И будем так делать, воодушевляясь блаженством мира сердечного, и пагубностью страстных волнений.

Боясь, как бы не попасть в руки агарян, убежали мы с прежнего места и живем теперь здесь. Но сколь больший должны мы чувствовать страх, как бы не попасть в руки врагов невидимых? И сколь потому дальше, и в сколь безопаснейшее место должны мы бежать от них? В чем же состоит это убежание? - В удалении от греха, которым, как мечем, диавол всячески покушается убить душу. - Будем же избегать его наитщательнейше, и притом даже до помыслов: ибо грех помыслами начинается, потом от помыслов переходит в слова, а от слов в дела. Трудно не быть уловляему неуместными помыслами: и не заметишь, как это случится. - Но как только заметим, что увлечены ими, поспешим поскорее избавиться от них, молитвами, слезами, сердечными болезнованиями, страхом Божиим порождаемыми; ибо если дадим им замедлить в нас, они могут причинить смерть душе, - и это каждое мгновение. Ибо в нас непрестанно идет война, - негласная; и поражения избежать мы иначе не можем, как неослабным и всегдашним противостоянием греху ума с помощью свыше.

Не видим разве, какие в эти три дня волны бушевали в море? Таково же бывает и волнение страстей; только оно гораздо бедственнее, поколику и кораблекрушение души пагубнее. Но волнения морского виновник Бог, Который на пользу посылает на море ветры во время благопотребное; волнения же душевного виновники мы сами. И лучше нам, как в пристани какой, пребывая в покое, не отворять дверей страстям; ибо как только отворим, возвеют, как ветры бурные, духи злобы, и в нас подымется великое волнение; и не спастись нам, если не поспешим утишить сей мятеж. Какая же нужда допускать нам себе приходить в такой мятеж, подвергаться такому волнению, и в страхе быть, как бы не потерпеть кораблекрушения? - Не лучше ли наслаждаться миром и спокойною тишиною, не навлекая на себя произвольно удобообстоятельной беды? - Не укоряем ли мы в неразумии тех, кои во время волнения морского выходят из пристани и подвергаются опасности быть потопленными от волн? Но несравненно более неразумными должны мы почитать себя, когда ввергаем себя в волнение страстей. Ибо не воздымает ли в нас страшного волнения похоть злая, дхнувши в сердце наше? Не носит ли туда и сюда, будто совсем потопляя и на дно погружая? Не выводит ли таким же образом из себя ума зависть, уязвляя и сердце и тело? Не омрачает ли также души неверие, делая ее вялою и расслабленною? И каждая из прочих страстей не выводит ли человека из естественного ему состояния, и не делает ли его неразумнейшим?

Будем же избегать пагубных страстей, чтоб иначе и о нас не сказалось тоже, что сказал Бог о допотопных: не имать Дух мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт.6:3). Плотью же назвал их Бог не потому, что они имели тело плотяное, ибо в сем смысле и Бог - Слово плоть бысть (Ин.1:14); но по причине плотского их мудрования, погрязшего в непотребных похотях и не имеющего ни силы, ни расположения возноситься к Богу. - Мы же, Богу себя посвятив, по написанному: наше житие па небесех есть (Фил.3:20), да услышим паче: сии не суть от мира, якоже и Аз от мира несмь (Ин.17:14).

Может ли что быть блаженнее, не только в отношении к будущему веку, но и к настоящему, как быть чужду непотребных похотей, и не плотью управляему быть, а Духом водиму. Это блаженство, это сладость, это благобытие, это Ангельское жительство. Кто таков, тот по видимости живет, как и все в мире, по духу же есть достойнее носящих диадему, есть владыка мира, небесными украшенный отличиями, всегда готовый к исходу и смерти не боящийся.

Будем подвизаться сделаться такими и мы, сколько сил есть: ибо это возможно, если всецело возжелаем. Соделавшись же такими, и здесь всю жизнь будем наслаждаться отрадным расположением духа, какие бы внешние прискорбности ни пришлось нам встретить; и в будущем веке царствие небесное наследуем со всеми Святыми.

Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение