страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Феодор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления

Слово 292
1) Всем заповедую ревновать о спасении неопустительно.
2) Причем воздерживаться надо от суждения о других по видимости: ибо главное - внутренний строй.
3) Да ревнует же всяк о сем внутреннем, не приемля помыслов дурных, и не поблажая движениям страстей: ибо это расстраивает все внутри.

1) Ревнующих о спасении прошу паче и паче ревновать; а нерадивых молю восстать от нерадения и беспечности. Ибо се ныне (жизнь сия) время благоприятно, се ныне день спасения (2Кор.6:2), - которое, если потеряем, то уже не найдем в другой раз. Да не пройдет же у нас даже и один день в нерадении и беспечности, но всячески позаботимся в продолжении его усокровиществовать нечто из сокровищ вечных, молитву, моление, прошение, благодарение, слезы, сокрушение, просвещение ума, небесные созерцания.

2) При чем, по тому, что в нас есть, не будем судить о том, что есть в братиях; но будем лучше думать что каждый спасение свое совершает в себе самом сокровенно, хотя со вне кажется он инаковым. Разве не бывало при отцах наших, что многие, не казавшиеся быти что, несравненно светлее просияли, чем казавшиеся такими? И в нашем братстве много раз бывало, что паче других просиявали такие, которые были из незнатных и неславных, особенно во время исповедничества. - И от чего так? Это, как мне кажется, не столько от вне и со вне видного тщания и ревности, сколько от внутреннего устроения. Ибо где есть мирное устроение и чистота сердца, кротость и безмолвие, там царство добродетели; и туда-то призирает Господь, как написано: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих? (Ис.66:2)?

3) Да возревнует же всяк чистым себя по совести представить Господу, не отворяя двери диаволу чрез приятие греховных помышлений. Ибо когда их принимаем, знаете, что страждем, как дичаем, как изменяемся, какую горечь собираем под видом удовольствия; когда же отрезвляемся и опять возвращаемся к должному, какой опять мир вкушаем, и какую сладчайшую меда тишину, как бы в пристань укрывшись после бури. Почему и удивления достойно, как мы, - когда добродетель так сладка, любезна и вожделенна, а грех так горек, пагубен и отвратителен, - грехом пленяемся, а не паче прилепляемся к добродетели. Большею частью это бывает от немощи естества нашего, и от того, что прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт.8:21). Однако ж не будем медлить и не пожалеем усилий - возвратить себя на добрый путь; и Господь, видя труд наш, сотворит отмщение за нас, и за болезненные усилия наши воздаст нам воздаяниями вечными, и за терпение при сем прискорбностей увенчает венцом правды, со святыми вчинить, и царствия Своего сподобит.

Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение