страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Феодор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления

Слово 286
1) Внешние искушения человеческие суть, и легки.
2) Демонские тяжелее; но и их препобедим с помощью Господа, если не оскудеем в ревности противостоять им.
3) Се брань и мученичество непрестающее.

1) При постигших нас прискорбностях благовременно нам со Апостолом сказать: искушение нас не постиже точию человеческое (1Кор.10:13). Говорим же это ради Феоктиста, доброго старца, сущего нашим по всему. Какое же искушение? То, что он заточен на острове, именуемом Халкит, а старец его, оклеветанный от соподчиненных ему, будто не поминает державных, был бит жесточайшим биением. Искушения разгораются; и нас большею частью находят виновниками таких искушений: ибо как допустить, чтоб тот, кому поручено управление монастырем, не поминал державных сам по себе? или как допустить, чтоб, спасшиеся от заключения, братия и отцы пребывали в городе и не смущали еретичествующих? - Изыдите от среды их, и отлучитеся, глаголет Господь, - и нечистоте их не прикасайтеся (2Кор.6:17). Противно сему поступающие испытывают противности прискорбные. Почему мы смиренные удалились от живущих внутри города, и живем в окрестностях его, чтоб не дать вины хотящим вины (2Кор.11:12); и Господь хранил нас доселе не тронутыми. Но и еще сохранит, если будем внимать себе, не говорить без разбору и то и это, и не подставлять ушей своих речам суетным и неодобрительным. Что говорит Апостол: слово ваше да будет во благодати солию растворено, ведети, како подобает вам единому комуждо отвещавати (Кол.4:6). - И что опять брат Божий говорит: тако глаголите, и тако творите, яко законом свободным имущии суд прияти? (Иак.2:1.2). Так что можем быть уверены, что не впадем в искушение неблаговременно, но избавимся от настоящих зол, как от сети.

2) И вот это и есть человеческое искушение, т.е. легкое. Демонское же о!! - это очень тяжко и скрытно. Враг каждый день, каждый час и каждую минуту приседит, чтоб искушать нас, и тем делает противостояние ему очень трудным, и победу трудноодержимою. Но поелику тщание и ревность все успевает сделать должное и искомое, то будем ревностно противостоять и победим с помощью Христовою: ибо Он вместе с нами переносит искушения; почему и сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5). Поревнуем же не пасть в искушении сем и не быть под рукою диавола. Здешнее заточение на острове и притом на короткое время, по настоящему, не есть заточение. Настоящее заточение есть - быть отвержену от Бога и ввержену во тьму кромешную. Также и бичевание здешнее в столько-то и столько-то ударов что за бичевание? - Настоящее бичевание там, где удары бесчисленны и страдания от того бесконечны. И изыдут, говорит Господь, сотворшии благая, в воскрешение живота: а сотворшия злая, в воскрешение суда (Ин.5:29). Сего убоимся и вострепещем, всякою силою возмогая в державе крепости сущего в нас Духа, помышления низлагающе, как написано, и всякое возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово; и в готовности имуще отмстити всяко преслушание (2Кор.10:4-6); и это непрестанно.

3) И вот брань непресекаемая! вот мученичество многострадальное! Ибо кто, биемый всегда помыслами, не поддается им и не преклоняет колена пред ваалом, но противоборствует и преодолевает страсти - похоти, гнева, ярости, страха, - тот каждодневно мучение претерпевает и может с Апостолом говорить: по вся дни умираю, тако ми похвала, юже имам о Христе Иисусе Господе нашем (1Кор.15:31); в конце же подвигов к сему дерзновенно приложить: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды, его же воздаст ми Господь в день он, праведный Судия (2Тим.4:7.8). - Буди же праведно и всем нам так сказать, и потом самым делом украситься венцом правды, и внити в царствие небесное.

Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение