страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Феодор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления

Слово 264
1) Подрались: обличает.
2) Указывает причину в гордости, которая наперед научает: тронь-ка; я ему, - а потом и делом то являет.
3) Средство против сего - укоренять в сердце благие преднамерения.

1) Не надолго я отлучался от вас; но воротившись, нашел среди вас бесчиние, о котором нахожу нужным объявить всем, и такое бесчиние, что некие, руки простерши, схватили друг друга неистово, с гневом и криком. - Что касается до одного из них, это не совсем странно, потому что он еще мирянин и не принят в число братства; что же касается до другого, то это крайне странно, потому что он сделал это, будучи уже монахом, который должен быть распявшимся миру, и плоть иметь пригвожденною ко кресту. Как же это ты, брат, сошел со креста, как освободясь от гвоздей, возложил руки свои по Иудейски на Христа Иисуса: ибо Он сам сказал: сотворивший единому сих братий Моих менших Мне сотвори (Мф.25:40). И ты не убоялся от лица сказавшего сие? Не устыдился Ангела, хранителя жизни твоей? Не устрашился смотрящих на тебя братий и сторонних лиц? Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваши, и прославят Отца вашего, иже на небесех, заповедал Господь (Мф.5:16). Тебя же твое худое дело таким напротив покрыло мраком, что тобою имя Божие похулилось. Увы мне грешному! На какую высоту жизни позваны мы, и куда низверглись, срамничая подобно злонравным мирянам. Ты говоришь, что тот начал брань; но разве ты не слыхал как кротко Господь сказал слуге, ударившему Его в ланиту: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что мя биеши? (Ин.18:23). И опять на кресте: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят? (Лк.23:34). Ведая сие, тебе должно было и, когда укоряют, благословлять и, когда бьют, молиться о них и, когда хулят, молчать (1Кор.4:12.13). Ты же, не подражая благому, чьим подражателем сделался? - Смотри, какова заповедь, заповеданная Апостолом: всяка горесть, и гнев, и ярость, и кличь и хула, да возмется от вас, со всякою злобою (Еф.4:31); а вы дошли до рукопашной, дрались за волосы, друг друга душили? - Так презрен закон Божий. Всуе ковач сребро кует, говоря пророческим словом (Иер.6:29). Напрасно и я смиренный тружусь до утомления. Впрочем и при этом я не перестану делать свое дело, тем паче, что иной раз имею много внимательных слушателей.

2) Но где же причина такого бесчестия? Ибо должно не обличить только грех, но указать и врачевство. Злая совесть изобрела эту злую новость, гордостное о себе мудрование, злого сердца замысл. "Если он мне скажет то-то, говорит в сердце своем задорный, я отвечу ему вот что; если он меня хватит так-то, я отплачу ему тем же". - Потом когда случится раздражение, по какому-либо поводу, тогда, что гадали в сокровенности, выносим мы и наружу. Ибо неложен рекший: от избытка сердца уста глаголют. Благий человек от благаго сокровища износит благая: и лукавый человек от лукаваго сокровища износит лукавая (Мф.12:34.35).

3) Сделаем же сердце наше сокровищем благих преднамерений. И тогда не только не изнесем мы ничего лукавого, и не станем драться; но и если кто ударит вас в десную ланиту, мы обратим к нему и другую (Мф. 5, 39), и что бы другое ни случилось, поступим по Евангельской заповеди. - И вскую умираете, доме Израилев? (Иез.33:11). Прилично здесь сказать и нам. Вскую день изо дня попусту и всуе иждиваем жизнь свою, в яствах и винопитиях знатоками являясь, а в деланиях Заповедей Божиих бывая невеждами? Не лучше ли будет укрепиться нам в себе чтоб вперед: не огорчаться, не серчать, не яриться и не кричать, от чего, как некие стрелы, вырываются оскорбительные слова, а то и этого еще что-нибудь худшее. - Се завещаваю вам пред Богом оживляющим всяческая, и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание: соблюсти вам заповедь нескверну, и незазорну (1Тим.6:13.14), чтоб не принудить меня подвергнуть вас тягчайшим епитимиям, но чтоб паче действуя всегда и во всем благообразно и по чину, и меня грешного успокоить, и Богу благоугодить, и вечных благ сподобиться.

Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение