страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Феодор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления

Слово 251
1) От болезни своей - переходит к мысли о смерти и от страданий в болезни - к мукам вечным.
2) Сказывает, как в тогдашнем гонении одни прославились, а другие посрамились и совсем потерялись.
3) К последним - слово сожаления, обличения и устрашения последствиями.

1) Болел я, и молитвами вашими оздоровел опять. Но доколе будем мы опять таким образом возвращаться к здравию? - Придет всеконечно смертный час, когда не будет иметь места это возвращение; придет и отдалит меня от вас и перешлет отсюда во иную сторону. Однако поэтому вам не следует помышлять о сиротстве: ибо не ложен сказавший: не оставлю вас сирых (Ин.14:8), - и: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28:20). Кроме того, - увидим друг друга в день оный; но - когда бы можно было сказать: в радости неизреченной и в жизни нескончаемой! - А что перестрадал я во время болезни, знаете; как, будучи схвачен ознобом, подвергся я нестерпимому трясению, как скоро потом был объят палящим жаром целый день. - Страдая так, я подумал тогда в себе самом, - не так ли и в будущем веке от мук в тартаре будут переводить в геенну огненную, так что двум, или и больше того, мукам будет повинен бедный человек? Но одной или двум подвергнется кто там мукам; из здешних страданий можно заключать, сколь нестерпим гнев Божий на грешников, и от сего объявшись страхом и трепетом, принять решение всячески попещись не впасть в нестерпимые оные муки.

2) Вот и настоящее гонение для одних послужило поводом к проявлению добродетели, и они просияли яко же светила в мире, слово животное придержаще, в похвалу мне, если можно так сказать, в день Христов (Флп.2:15.16). Сколько добра они сделали? И какого усовершения достигли? Что и себя самих спасли и спасают, став опытными чрез подъятие искушений и очистившись, как злато в горниле, чрез перегорение в огне скорбей и страданий, - и других привлекают к тому же, явясь таким образом спасителями многих и своих, и чужих. Для других же, впрочем очень немногих, гонение было поводом к делам злым, по причине их самопроизвольной жизни, не стесняемой законом послушания и оставляющей им свободу совершать свои стыдения. Почему очень уместно сказать, о них словами Писания: потемне паче сажи вид их (Иер.4:8).

3) К таковым и я возопию: сыны беззаконные, вы оставили Господа, изменили законы монашеского жития, право ступать не умеете, но как хромые шатаетесь туда и сюда; отстали вы от спутников своих и стали женолюбивы; иные из вас живут одни; другие же рабов нанимают, и даже в торги пускаются, побуждаемые сребролюбием. Не страшит вас ни кара пророческая, ни угроза Апостольская, ни увещания моего смирения. Один же из таковых, пленившись красотою, поползнулся на хищение, и даже на отречение от Бога. - Что делаешь ты, несчастный сын погибели? - Сколько раз пел ты: камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бегу? (Пс.138:7), или увлекшись совсем хочешь ты сдружиться со змием, прельстившим Еву и вместе с нею изгнавшим из рая праотца нашего Адама? Не думаешь ли еще отрещись от Христа, с коим сочетался чрез обет девства и сочетаться с грехом, чрез который смерть вошла в мир? Не слышишь разве, что вопиет Евангелие о действующих сим образом: червь их не умирает и огнь не угасает (Мк.9:44)? Не внемлешь тому, что говорит Апостол: блудником и прелюбодеем судить Бог (Евр.13:4)? Что приобретаешь ты чрез совершение греха? Не мрак ли и пронзение сердца, как мечем? Не низвержение ли в глубину отчаяния? Не самого ли, прельстившего тебя сатану, который теперь понуждает тебя ухватиться за петлю, как некогда Иуду? Отрезвись, омраченне; беги от сети смертной, погибельне; не давай себе запутаться в пленке адской, чтоб потом здесь жить жизнью Каина, стеня, трясясь и бегая всякого знакомого лица, и в будущем веке быть осуждену в геенну огненную; когда приидет Господь прославитися во святых своих, и дивен быти во всех (2Сол.1:10), верно ходивших по заповедям Его, - им воздавая достойные награды, а противоположных им отсылая в уготованные им нескончаемые муки.

Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение