страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Феодор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления

Слово 171
1) Внимать надобно, чтоб не соступить с пути заповедей, с которого столкнуть нас всячески старается враг; для успеха же в сем будем блюсти чувства.
2) Если будем так охранять себя, враг отступит побежденный, и терзаться будет, а душа радоваться; в противном же случае, противное и последует.
3) Но да не будет сего с нами; а если случится, поспешим врачевать себя покаянием, блюдясь потом от падений.

1) Необходимо всегда внимать себе, и во всяком случае сохранять себя в законе Божием, не уклоняясь от заповедей ни на десно, ни на шуе, но царский средний совершая путь, где пребывает спасение, незаблудность и благопоспешество. Сие надлежит иметь в виду, сему внимать и сие ведать; так как змий прелестный, похититель душ, диавол, всегда бдительно смотрит, как бы свести нас с сего пути, и, сбросив в стремнину какой-либо страсти, взять как добычу окаяннейшую. Победим же мы его и останемся незаблудными, если будем бодрствовать и трезвиться, и хранить чувства свои: глаз от видения того, на что смотреть не должно; ухо от приятия обольстительных слов и нашептываний дракона; рук от прикосновения, как в своим членам, так и к членам других, по страсти, или движению похоти; ноги от вступления на пути стропотные, и в места скрытные, и мысленно и чувственно.

2) Если будем мы так поступать и так себя блюсти, с подобающим исповеданием, потребным смиренномудрием и с должным благонастроением; то дракон побежден, отогнан от сердца лукавый; и скрежещет зубами, вдали стоя, потому что никогда не унывает всезлобный, сколько бы раз ни был побежден и прогоняем. Душа же радуется и мужается, и к Богу паче восхождения творит, находясь во свете, в высочайших и превыспренных созерцаниях, будучи обожаема и небошественна. Если же она противна тому, как сказано, держит себя; то противное тому и претерпевает, т.е. бывает завладена и порабощена тою страстью, какою побеждена, и омрачаясь злыми помышлениями, спускается во глубину некую зол, будучи мучима и терзаема, нигде и ни в чем не находя покоя, и еще здесь вкушает плод горести, ожидающей ее в будущем веке.

3) Но да не будет нам когда-либо потерпеть что подобное. Не дадим себе увлекаться прельщениями греха, и если случится что такое, наискорейше будем отсекать то, и как стрелу, нанесшую рану, отбрасывать, место же уязвленное врачевать врачевством покаяния, глаз ли погрешил, или ухо, или рука; и за тем тщательно блюстись. Ибо и неразумные животные, поскользнувшись однажды и дважды в каком-либо месте, избегают его, или осторожно обходят, чтоб не впасть в ту же беду. Мы же, образом Божиим почтенные и словом премудрости научаемые, ужели попустим себе оказаться худшими неразумного естества, любя ту же страсть от коей случился грех и ища той же стремнины и того же рва, где совершилось падение? Ужасно это будет и пребедственно. Нет, но, как мудрые, мудро будем ходить, как чистые, девственно поживем, чтоб и против внешних искушений оказаться более сильными и крепкими. Душа, всячески себя охраняющая и непобедимою чрез то пребывающая пред нападением страстей, не боится ни огня, ни меча, ни зверя, ни царей, ни властей, ни скорби, ни тесноты, ни гонения, но всегда готова воззвать: не убоюся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская (Пс.45:3). Будем блюстись от внутренних наветов, и внешних бояться не станем.

Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение