страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Поучительные слова к египетским монахам (43-50)

Поучение 43. О том, что не должно клясться и говорить хулу

По слав. пер. Ч. I. Сл. 92.

Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: паки слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя. Аз же глаголю вам не клятися всяко, ни небом, яко престол есть Божий: ни землею, яко подножие есть ногама Его: ни Иерусалимом, яко град есть великаго Царя. Ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити. Буди же слово ваше: ей, ей; ни, ни; лишше же сею от диавола есть (Мф.5:33-37). Как же осмеливаемся мы преступать заповеди Сотворившего нас, по слову сказавшего: положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли (Пс.72:9)? И ты осмеливаешься небоязненно отверзать уста свои, и пускать слова на небо, произнося клятвы и хулы? Или не боишься, что огненный серп, виденный Пророком, вселится в доме твоем (Зах.5:4), пока не потребит тебя в поднебесной за то, что на Бога Вседержителя, на Которого не смеют взирать Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы, предстоят же ему со страхом и трепетом, песнословя страшное, славное и досточтимое имя Его, осмеливаешься ты отверзать уста, как написано: продерзателе, себе угодницы, славы не трепещут хуляще: идеже Ангели крепостию и силою больши суще, не произносят на ня укоризненна суда. Сии же, яко скоти животни естеством бывше в погибель и тлю в нихже не разумеют хуляще, во истлении своем истлеют, приемлюще мзду неправедну (2Пет.2:10-13)? Ужели ты, будучи человеком, не познаешь сам себя? Или думаешь, что дело сие обратится тебе в доблесть? Нет, сказываю тебе; но к пагубе и погибели твоей послужит оно; потому что сквернишь ты и души других, став содейственником сатаны. Апостол говорит: учаще и вразумляюще свое самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, поюще в сердце вашем Господеви (Кол.3:16); и ты вместо сего учишь противному: хулам и клятвам; и как себя, так и подражающих твоему неразумению делаешь сынами геенны; потому что горечью наполнил ты те уста, которые создал Бог на славословие Его. Перестань, наконец, человек, чтобы это самое слово, которым пренебрегаешь ты, не сделалось пламенем в устах твоих и не сожгло языка твоего. Если человек, быв в ссоре с другим человеком, и по заключении мира, стыдится показаться на глаза ему; то как же ты, который сегодня в мире, а завтра предстанешь судилищу Его, осмеливаешься выговорить такие слова, и не боишься, что может сойти с неба огонь и пожрать тебя за то, что отверзаешь уста на Вседержителя? И в мысли не держишь, что внезапно может разверзнуться под тобою земля и поглотить тебя? Не обманывайся, человек; ибо невозможно избегнуть из рук Создавшего нас. Послушай того, кто говорит: хуляще: иже воздадят слово Богу, имеющему судить живых и мертвых (1Пет.4:4-5). Долго ли будем прогневлять Того, Кто даровал нам столько благ, Кто, взяв персть от земли, создал человека и вдунул в него дыхание жизни, Кто все покорил под ноги его, Кто спящих нас охраняет, восстающих от сна покрывает, алчущих питает, нагих одевает, малодушествующих утешает, вразумляет и милует, Кто и Единородного Сына Своего предал за жизнь всех, между тем как мы за благодеяния Его приносим терния и волчцы, годные только на сожжение?

Приступи, наконец, к человеколюбивому и непамятозлобивому Богу, испрашивая у Него хранения устом твоим, и дверь ограждения о устнах твоих (Пс.140:3). Смотри, с каким страхом и трепетом Пророк, беседуя с Богом, в чистой молитве вопиет, говоря: Господи, услышах слух Твой, и убояхся: разумех дела Твоя, и ужасохся (Авв.3:1.2), И еще: сохранихся, и убояся, сердце мое, от гласа молитвы устен моих, и вниде трепет в кости моя, и во мне смятеся крепость моя (16). Если же продолжаем не думать о праведном Судии, то послушаем Апостола, который говорит: или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, неведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собиравши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его (Рим.2:4-6)? Почему и в другом вместе сказано: аще согрешая согретит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу: аще же Господеви согрешит, кто помолится о нем (Цар.2:25)? Итак покаемся, братия. Долго ли огорчать нам Создавшего нас? Если утратим пристань; где спастись нам во время бури и смятения? Если прогневаем Господа; к кому прибегнем во время скорби и нужды?

Написал я вам это, возлюбленные, не как делами своими подтвердивший истину, но как брат, подающий совет. Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя (Пс.93:17). Почему и вас умоляю я, злосчастнейший из людей, помолиться о мне ко Господу, чтобы прежде кончины изглажено было множество грехов моих и чтобы не постыдиться мне в чаянии своем. И в час смерти да воззрит на меня Господь, по множеству щедрот Своих; чрез верных и светоносных Ангелов грешной душе моей вместе с нашими душами укажет путь к покою праведных! Ибо в каком, думаете, страхе и трепете будет душа в этот час? Если пришедший в дальнюю сторону стоит и дивится, видя чужих людей, иноязычную землю, которой никогда не видал еще: то в каком, думаете, страхе будет душа, когда из сего мира преселится в мир будущий и увидит то, чего никогда не видала? Поэтому, возлюбленные, от всей души и от всего сердца позаботимся о тамошнем. Поработаем Господу всею крепостию своею. Всеми силами будем соблюдать заповеди Его. Возлюбим страшное и всечестнейшее имя Его; возлюбим ближнего, как себя самих, чтобы удостоиться нам услышать благословенный глас: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34). Благословен Бог, исполняющий нас благословением Своим; потому что милость Его во все веки! Аминь.

Поучение 44. Объясняются брату слова: лучше есть женитися, нежели разжизатися (1Кор.7:9)

По сл. пер. Ч. I. Сл. 88.

Послушай Апостола, который говорит: хощу, да вси человецы будут якоже и аз: но кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице (1Кор.7:7). Апостол очевидно делает различие между людьми мирскими и отрекшимися от мира, сказав: кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице. И мирским не возбранил он законно вступать в брак, и отрекшихся от мира не удержал от воздержания, когда сказал: кийждо свое дарование имать от Бога, ов убо сице, ов же сице. Дает позволение мирским, говоря: блудодеяния ради кийждо свою жену да имать (2); и еще: честна женитва во всех: блудником же и прелюбодеем судит Бог (Евр.13:4). И отрекшимся от мира предложил воздержание, сказав: всяк же подвизаяйся от всех воздержится (1Кор.9:25). Таким образом апостольское слово, по сказанному выше, изображает два поприща. По сему и ты, монах, знай и вникай, в каком постановлен ты чине, что значит то знамение, в которое ты облечен, для чего те обеты и тот завет, который положен тобою с Богом, и по которому потребует Он у тебя отчета, как сказал Спаситель: от уст твоих сужду ти (Лк.19:22). Итак, по сказанному выше, Апостол дозволил мирским вступать законно в брак, а отрекшимся от мира - воздерживаться. А если бы давали дозволение всем слова сии: лучше есть женитися, нежели разжизатися, то никто не стал бы подвизаться в добродетели, ни Илия Фесвитянин, ни Елисей, ни Иоанн, ни все, исказившие сами себя царствия ради небесного, и чистою соблюдшие плоть свою Богу. Не стал бы воздерживаться и сам Апостол, если бы не взирал на мздовоздаяние.

Не помыслим сказать того, что представляют в предлог иные; они говорят: "те были праведники, а я грешник". Ибо праведными сделались они потому, что настоящую жизнь свою проводили праведно и свято. Итак, что же скажем? То ли, что праведники были бесплотны и не облечены были телом? Послушай, что говорит Апостол: во плоти бо ходяще, не по плоти воинствуем: оружия бо воинства, нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердем (2Кор.10:3.4). Из сего видно, что и они были боримы, как носящие на себе плоть: но противоборствовали. Почему Апостол говорит еще: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор.9:27). Руководствуя же нас к добродетели, говорит он: подражатели мне бывайте, яко же и аз Христу (1Кор.11:1).

Итак, возлюбленные братия, будем внимательны, и, когда сами хотим удовлетворить похоти своей, не станем вменять сего в вину апостольской заповеди, не разумея силы слова. Посему-то и написано: души льстивыя заблуждают во гресех (Притч.13:9), и еще: согрешающему мужу велия сеть; праведный же в радости и в веселии будет (29:6). Выслушал ты, что лучше женитися, нежели разжизатися, но не слыхал, что присовокупляет Апостол, говоря: время прекращено есть прочее, да и имущии жены, яко не имущии будут, и плачущиися, якоже не плачущии, и радующиися, якоже не радующеся, и купующии, яко не содержаще, и требующии мира сего, яко не требующе: преходит бо образ мира сего (1Кор.7:29-31). Посему, монах, не уничижай Даровавшего тебе благодать сию. Не будь преслушным в том, что говорит Он тебе чрез Апостола: не неради о даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества (1Тим.4:14), чтобы не представить себя преступником, вновь созидая то, что сам разорил (Гал.2:18). Исполни пред Господом обеты свои; потому что написано: благо тебе, еще не обещатися, нежели обещавшуся не отдати (Еккл.5:4). Итак, подвизайся совершить течение свое законно, чтобы иметь тебе дерзновение сказать вместе с Апостолом: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его (2Тим.4:7.8). Аминь.

Поучение 45. О страхе Божием

По сл. пер. Ч. I. Сл. 25.

Будь внимателен к себе, возлюбленный, чтобы не терять тебе времени своего в нерадении и рассеянности. Будем внимательны к сказанному Господом. Насадил ты себе виноградник; обнеси его оградой. Приобрел ты себе сад; охраняй плоды его, чтобы возвеселиться тебе под конец; и не пускай свиней своих на возделанное трудами твоими, чтобы не опустошили они. Что пользы, братия, если будем сегодня безмолвствовать в келлии, а наутро станем проводить время в городе или в селениях, делая неугодное Богу? Что пользы, братия, если один день строим, а два дни разрушаем? При таком образе действования, как дело придет к концу? Что у нас общего с миром? Что нам, умершим для мира, в житейских заботах? О пропитании у тебя слово? При Господнем содействии, и своих рук достаточно нам на служение плоти. Ибо сказано: никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет (2Тим.2:4). И еще: нощь и день делающе, да не отяготим ни единаго (1Сол.2:9). На что нам, монах, ходить в селения? Если, сидя и безмолвствуя в келлии, не в состоянии мы мужественно противиться страстным помыслам и одной тени действительного; то не гораздо ли скорее будем взяты в плен, если сами кинемся в добычу иноплеменникам?

Но не редко (хочешь ты сказать) приближаемся к селениям с позволения игуменов и по необходимости. Если делаешь это с позволения и из послушания, то нет в том вины, если только приказанное тебе исполняешь со страхом Божиим. Но бывают и такие, что под предлогом послушания хотят и собственной своей похоти удовлетворить по ветхому человеку. Посему, как мудрый, смотри, чтобы вместо золота и серебра не принести тебе черепка и грязи, и вместо послушания не сделать преслушания. Что пользы приобрели себе ходившие с Иисусом сыном Навина и с Халевом соглядать землю? Под видом послушания сделали они преслушание, не сохранив истины, отступив от Господа и отвратив от Него сердца сынов Израилевых. Итак, посланный на служение делай свое дело со страхом Божиим, помня, что Бог всегда смотрит на дела твои. Если идешь служить святым, и пренебрегаешь тем, делая противное, то изъявляешь пренебрежение к Богу, ведешь себя расточительно, выполняя свои желания; и в таком случае сделал ты не послушание, но преслушание.

Но желательно мне сделать тебе известным, что как прославляют о тебе Бога те, которые видят тебя в монастыре безмолвствующим и работающим Владыке Христу, так соблазнятся о тебе те, которые увидят тебя в городе и в селении делающим неугодное Богу. И какая будет тебе награда за то, что нанес удар совести человека? Если же будешь держаться моего совета, бояться Господа и безмолвствовать, то прославится в тебе Господь, и будут у тебя силы для всякой добродетели.

Но враг часто внушает тебе такую мысль: "Пока еще ты молод, удовлетворяй своим пожеланиям. Сколько, думаешь, было людей, которые и в мире насладились, и небесного не лишены? И ты еще молод, ешь, пей, наслаждайся мирскими удовольствиями, под старость покаешься. И для чего хочешь с такого возраста изнурять тело свое? Смотри, чтоб не дойти тебе до изнеможения". Итак внушающему тебе это скажи: "А если в молодости постигнет меня смерть, и не доживу до старости; то чем буду оправдываться пред судилищем Христовым? Видим, что многие молодые умирают, и старики живут долго. Дела Господни неизследимы. И к чему обольщаешь меня, говоря: под старость свою покаешься? Могу ли сказать тогда Судие: в молодости постигла меня смерть; отпусти меня теперь, чтобы мне покаяться? Без сомнения и Он мне скажет: Столько лет я оставлял тебя, неоднократно оказывал долготерпение к тебе согрешившему и не умерщвлял тебя тотчас, давая тебе время, случай и место, где бы посеять тебе семена покаяния. Ты же и это время, данное тебе на покаяние, прожил в грехах и удовольствиях".

Итак несомненно знай, брат, что если станешь пренебрегать страх Божий и предаваться греху, то будешь осужден. Кто члены свои предает сладострастию, тот будет скорбеть не только в будущем, но и в настоящем веке, если не покается скоро; ибо уподобится брошенному рубищу, которое сперва все таскают, а напоследок гнушаются им и попирают ногами. Но если очистишь себя от всего этого, и пожелаешь угождать Христу, соблюдая непорочность тела своего в любви Божией, которая есть столп всех добродетелей; то уподобишься царской порфире, и будешь сиять среди братий подобно светилу, и Господь отвратит от тебя восстающих на тебя. Страх Божий, который возлюбил ты, будет для тебя стеною, и обретешь благодать пред Богом и пред людьми. Итак, трезвись и будь внимателен к себе, зная, что враг, даже за замками и запорами, умеет уловлять души, живущие в нерадении.

Но, может быть, какой-нибудь неразумный скажет: "не в силах я иному противиться, но тотчас увлекаюсь страстью". Не хвались сим; это признак не благоговения, но слабости и неразумия. Премудрость говорит: не приими лица на душу твою, и не срамляйся о падении твоем (Сир.4:26). Ужели не почувствуешь, как разбойник проламывает стену дома твоего? Ужели спокойно будешь лежать и дашь себя расхитить, а не встанешь, чтоб прогнать разбойника? Как же не заботишься о непорочности тела своего, и храм Божий предаешь на растление? Видим, как Господь прославляет служащих Ему от юности до старости. Он сказал Пророку Иеремии: помянух милость юности твоея, и любовь совершенства твоего, егда последовал еси Святому Израилеву (Иер.2:2). А кто от юности до старости последовал помыслу заблуждения, того обличил Пророк, сказав: обетшалый злыми денми, ныне приспеша греси твои, яже творил еси прежде (Дан.13:52). Посему Дух Святый ублажает вземлющих на себя иго Христово, говоря: благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей (Плач.3:27).

Итак воспрянем, возлюбленные, чтобы великое долготерпение Божие не обратилось нам в осуждение, если не восхотим покаяться, но с каждым днем будем прилагать грехи ко грехам. Кто помышляет о дне суда и не приходит в трепет? Возьмем во внимание, возлюбленные, что обыкновенно у нас говорится. Когда наступят жатва и жары, у нас говорят: "пройдут еще два месяца, и жары минуются". Что же станем делать, возлюбленные, если осуждены будем в вечный огнь? И когда опять наступит зима, у нас говорят: "пройдут еще два или три месяца, и страшная стужа минуется". Что станем делать, братия, если по смерти осуждены будем в преисподняя земли? Если же в болезнь кто впадет, и сна у него не будет ночью, то часто смотрит он в окна дома, желая увидеть свет. Что станем делать, братия, если осуждены будем во тму кромешнюю, где плач и скрежет зубом (Мф.22:13), где нет надежды увидеть свет в бесконечные веки? Подобно и изгнанник считает дни, ночи и годы, ожидая окончания срока; а в будущем веке осужденному должно считать не дни, не ночи, не месяцы, не годы; потому что это - беспредельные и бесконечные веки, в которые плачущие и проливающие ныне слезы утешатся. Питающаяся же пространно, жива умерла, как говорит Апостол (Тим.5:6). И еще Спаситель говорит: горе смеющимся ныне: яко восплачут (Лк.6:25). Итак отрезвимся, возлюбленные, от жизни сей, и будем плакать ныне, чтобы там быть утешенными. Будем со смиреномудрием безмолвствовать в келлиях своих, чтобы Господь видел смирение наше и труд и отпустил нам все грехи наши. Ибо написано: яко во смирении нашем помяну ны Господь (Пс.135:23). И еще: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его (Пс.102:13). Да дарует же нам Господь окончить жизнь неосужденно! Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 46. О любви

По слав. пер. Ч. I. Сл. 89.

Если, возлюбленный, сподобишься дара ведения и различения, или исцелений, то смотри, чтобы тебе, понадеявшись на дарование, не кончить жизни бесплодно, и когда царь отлучит праведных от грешных, не сказать: "помилуй", и не услышать вместе с стоящими ошуюю: не вем вас (Мф.25:12). Ибо написано: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех. Мнози рекут Мне в он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им: яко николиже знах вас. Отъидите от Мене делающие беззаконие (Мф.7:21-23). Почему же? Потому что не хранили любви, как написано: не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити (1Ин.4:20). Написано также, Той раб ведевый волю господина Своего, и не сотворив, биен будет много. Неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало (Лк.12:47.48). И Апостол говорит: И еще по превосхождению путь вам показую. Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И. аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит: любы не превозносится, не гордится, не ищет своих си, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся, покрывает, вся уповает, вся терпит. Любы николи же отпадает (1Кор.12:31; 13:1-8). Вот слышал ты, возлюбленный, какова сила любви. Ее приобретай себе во всех делах своих, поколику руководствует тебя благодать, чтобы получить тебе похвалу от Бога.

Умоляю же вас, возлюбленные братия мои, воспоминайте о мне непотребном рабе в молитвах своих, чтобы слова мои не обратились против меня в пришествие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ничесоже бо в себе свем (1Кор.4:4), страшно же некое чаяние суда, и огня ревность, поясти хотящаго сопротивныя (Евр.10:27) ужасают меня. Но и мне, недостойному по щедротам Своим, да даст Господь вместе с вами, избранными Его, войти в царствие Его! Да дарует же Господь и любовь Свою в сердца всем нам! Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 47. К Евлогию

По слав. пер. Ч. I. Сл. 93.

Взирая на плод послушания, потрудился я написать тебе, брат, о чем ты приказывал. Доброе начало - бояться Господа; старость же досточестная в душе христолюбивой. Кто внимателен к себе, тот спасется на всяком месте. Кто любит мирские сходбища, тот не возненавидел еще мира. Как раздувающий огонь возгнетает пламень: так и мирские беседы пробуждают страсти в сердце монаха. Редко бывает, брат, чтобы сошедшиеся вместе не делали себе вреда. Кто любит собеседовать с женщинами, тот против себя возбуждает демона блуда. Родившие тебя, услышав о тебе добрую молву, обрадуются более, нежели вину и пиршеству. Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, чего не должно, богатство свое как чужое расхищает и отдает врагам; потому что упоение омрачило у него ум. Будь благоговеин, брат; потому что благоговение производит мирное состояние; а мирное состояние рождает бесстрастие. Благоговение твое да будет сопряжено с смиренномудрием, чтобы стать тебе истинным монахом и наследовать любовь и целомудрие. Многоглаголание, брат, помрачает ум; помраченный же ум ведет к бесстыдству; а бесстыдство есть матерь блуда. Кто любит молчать, тот и сам остается безмятежным и не огорчает ближнего. Смех и вольность обращения, как яд, вредны новоначальному, бесполезны и монаху. Ибо Господь наименовал блаженными тех, которые проливают слезы и плачут ныне (Мф.5:4.). Развлекаться слухом - поражение для монаха. За трапезою должно молчать. Люби молчание, возлюбленный, чтобы пребывало в тебе благоговение. Храни благоговение, чтобы соблюдало оно тебя от блуда. Кто прекословит и не подчиняется игумену, тот не замедлит впасть в худое. А кто слушает вразумления старшего, тот возвеселится с праведными. Кто хвалится своею силою, тот отражает от себя помощь Божию. Хваляйся же, о Господе да хвалится (2Кор.10:17). Кто любит развлечения и ненавидит безмолвие, тот много потерпит скорбей; а безмолвствующий в смиренномудрии возвеселится о Господе. Кто не хочет терпеливо простоять Божию службу, тот многое утратит; а кто стоит с благоговением и терпением, тот будет услышан. Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергается сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы и псалмопения как того, с кем разговаривает, так вместе и тех, которые стоят близ него. Кто любит подвижничество, тот укрепится в силах; а кто любит пиянство, у того ни на что не станет терпения. Кто ненавидит труд, тот будет человеком негодным. Праздность учить многим порокам. А кто любит труд, тот живет беспечально. Кто хвалится отличиями родителей, тот сам не приобретет себе отличий; потому что родительские отличия не принесут ему пользы в воинских рядах на брани. Почитай, брат, и малого и великого, чтобы Господь возвысил тебя; ибо смиряяйся, вознесется (Мф.23:12). Смиряй главу свою под игуменом, и настоятелям братства покоряйся о Господе; ибо плод страха Господня - смирение. Смирение же обнаруживается не в уничижении только пред старшими, но и в присвоении чести младшим.

Написано: токмо прославляющия Мя прославлю; и уничижаяй Мя безчестен будет (1Цар.2:30). Итак будем прославлять Бога, чтобы и Он прославил нас со всеми святыми Его. Но чем будем прославлять Его? Соблюдением заповедей. Ибо написано: не в словеси царство Божие, но в силе (1Кор.4:20). И еще: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Мф.7:21). Паче всего, брат, бойся Господа по истине, и страх Его просветит умные очи твои. Люби смиренномудрие. Ибо смирение по Богу - необоримая стена пред лицом врага, утес, о который ударяются и сокрушаются орудия и разженные стрелы лукавого. Если положишь в мысли своей потерпеть ради Господа обиду, ущерб и уничижение, то будешь подобен храброму воину всегда вооруженному против врагов; тогда и враги, видя такую неутомимость твою, не устоят пред лицом твоим. Если намереваешься состязаться в беге, и ни малого не хочешь употребить усилия, какая в том польза?

Храни чистоту тела своего. Любовь есть матерь добродетелей, а чистота - светильник и опора. Светильник также для них безмолвие; и стена для них страх Господень. Соблюдем, братия, чистоту тела своего в любви Божией, чтобы Господь сопричел нас к святым Ангелам Своим. О любящем чистоту радуется Дух Святый и подает ему терпение. А чистота достигается воздержанием, кротостью и безмолвием в любви. Посему надобно нам отлучатися от всякаго брата, безчинно ходяща (2Сол.3:6), чтобы не подать о себе подозрения видящим нас. Ибо Апостол говорит: промышляюще добрая пред Господем и человеки (Рим.12:17). Аще же кто спорлив, мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божия (1Кор.11:16). Послушай еще, что он же говорит: ты убо добре благодариши, но другий не созидается (14:17). Вскую бо, продолжает, свобода моя судится от иныя совести (10:29)? Посему необходимо принимать наставление от людей боящихся Господа, и не себе самим угождать, по слову сказавшего: кийждо вас ближнему да угождает к созиданию (Рим.15:2). И еще: да противный посрамится, никоеже имеяй дело укорно (Тит.2:8). Ибо Господь славы сказал: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф.5:16).

Под предлогом общительности не утратим святыни. Ибо у врага в обычае чрез доброе делать зло. Кто грешит и думает сокрыть сие, тот обманывается; несть бо тайно, еже не явится (Мк.4:22). Если враг возбуждает в тебе плотскую похоть, скажи ему: "да не будет того, чтоб оскорбил я Духа Святаго Божия, Имже знаменахся в день избавления (Еф.4:30). Довольно с меня и протекшего времени". Ибо написано: всяк грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть; а блудяй во свое тело согрешает (1Кор.6:18).

О мысленной же брани научен я отчасти. Один брат спрошен был другим братом, который говорил: "тревожат меня нечистые помыслы". И он отвечал: "святые старцы дозволяли некоторым, чтоб попускали они входить внутрь их помыслам, и потом вели с ними брань; а немощным предписывали вовсе не останавливаться на своих помыслах, чтобы от долговременного памятования страсть не соделась неисцельною". Тогда брат сказал: "что значит попустить помыслу войти внутрь и вести с ним брань?" "Послушай", говорит другой, "когда враг наводит человеку срамную мысль и нечистые помыслы, тотчас представляет в уме его благообразную женщину, или что-нибудь подобное сему обольстительное и растлевающее. Мысленно борющийся, видя сие, не смущается такими помыслами, но мужественно противится им, ведя с ними сильную брань. Потом отверзает им вход и заключает их в себе. И когда войдут внутрь вместе с тем предметом, которым хотят побороть; тогда говорит им: вот пред вами тот самый предмет, ради которого тревожите меня каждый день, который представляете мечтательно в уме моем, и смущаете тем душу мою. Итак хочу в точности дознать, какая в нем потребность. И повелевает, чтоб принесен ему был мысленный меч, и взяв оный вскрывает мысленно внутренности предмета, говоря: хочу узнать, что в нем найду, красоту или гнилость? И вскрыв, внутренности, находит там, что всякому известно; ибо обнаруживается отчасти гнусность вожделения. Противники, видя, что одержана над ними победа, от страха приходят в волнение и усиливаются низложить помысл брата, чтобы, возмутив ум его другими помыслами, обратить в ничто настоящий подвиг, боясь, чтобы вполне не обнаружилось посрамление их. Противоборствующий говорит им: для чего хотите вместо одного предложить другое? Не позволю вам выйти, пока в точности не исследую всего, что касается до предмета, - действительно ли достойно то любви, что хвалили вы. Тогда брат на три или на четыре дня запирает труп во внутреннейшей храмине. И по прошествии сего времени отверзает брат храмину с намерением посмотреть на труп. И прежде нежели взойдет во внутренность, встречает его нестерпимое зловоние; зажимая руками уста и нос, мановением очей указывает он враждебным помыслам, содейственникам греха, на конец дела. Потом говорит им: что скажете на это? Они же в стыде рассеиваются, как дым в воздухе. И таким образом брат при содействии благодати становится выше страстей. И исповедуясь Господу, говорит: благодарю Тебя, Господи Боже мой, что не предал меня в руки врагов моих, но спас меня от сети ловцов. И благодать Твоя, Господи, просветила меня к уразумению сего; ибо не мудростью своею избавился я от сетей их".

Итак, братия, будем непрестанно иметь пред очами страх Божий, чтобы сам Бог покровительствовал нам. Ибо без Божия покровительства человек ничто. Велика злокозненность врагов наших, но преимущественнее ограждающая человека помощь Божия; только мы не даем видеть сего очам своим. Итак всею силою возлюбим Бога, помогающего нам и спасающего нас, и возлюбим ближнего, как себя самих. Имей в уме день кончины твоей, возлюбленный брат, когда охладевая будешь лежать на постеле своей. Увы, увы мне! возлюбленный брат, какой страх и трепет объимет душу в этот час! Если сделала она что доброе в сей жизни, пока пришельствовала в оной, если переносила скорбь и поругание ради Господа и делала угодное пред Ним; то с великою радостью возводится на небеса, путеводствуемая святыми Ангелами. Как утомленный работник, трудившийся целый день, ожидает двенадцатого часа, чтобы после труда, получив свою плату, отдохнуть: так и души праведных ожидают дня сего. А души грешников в час сей объемлются страхом и трепетом. Подобно осужденному, которого взяли служители правосудия и ведут в судилище, души неправедных вострепещут в оный час, взирая на нескончаемое мучение в вечной тьме. Если бы сказал кто: "пустите меня идти в тот мир, чтобы наконец покаяться"; та не будет отпущающего. Таковой услышит: "когда было у тебя время, ты не каялся, и теперь идешь покаяться? Когда поприще открыто было для всех, ты не подвизался и теперь хочешь подвизаться после того, как двери уже затворены, и время подвига миновалось? Не слышал разве, Кто говорил: бдите, яко не весте дне, ни часа" (Мф.25:13)? Наперед зная сие, возлюбленный брат, покаемся, пока есть время, чтобы избавил нас Бог от гнева грядущего на сыны противления (Кол.3:6) и удостоил части святых. Помолись и о мне грешном, который говорю, и не делаю. Ибо написано: исповедайте друг другу грехи, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак.5:6) о имени Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 48. Монаху впадшему в уныние, который говорит: "пойду, возвращусь в мир"

По слав. пер. Ч. I. Сл. 90.

Бог славы сказал: внидите узкими враты: яко пространный и широкий путь вводяй в пагубу и мнози суть входящии им. Что узкий и тесный путь вводяй в живот вечный, и мало есть, иже обретают его (Мф.7:13.14)! Кто же обрел вечную жизнь и возвещает нам путь ее? - Все святые. Сим путем шествовал сосуд избранный Павел и, совершив течение, получил венец. Почему и возвещает он нам путь жизни, говоря: Во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, во бдениих, в пощениих, во очищении, в разуме, в долготерпении, в благости, в Дусе Святе, в любви нелицемерне, в словеси истины, в силе Божией, оружии правды десными и шуими, славою и безчестием, гаждением и благохвалением: яко лестцы, и истинни: яко незнаеми, и познаваеми: яко умирающе, и се живи есмы: яко наказуеми, а не умерщвляеми: яко скорбяще, присно же радующеся; яко нищи, а многи богатяще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще (2Кор.6:4-10). И упование наше известно о вас: ведяще, яко общницы есте страстем нашим, такожде и утешению (1:7). Поэтому и мы, братия, обязаны до конца держаться сего пути, для которого и стали воинствовать.

Безмолвник ли ты? Представляй себе заключенных в темницах, которые не только заключены, но и железо носят на вые, или забиты в колоду. Пустынножитель ли ты? Представляй себе, какие опасности терпят пасущие овец в пустынях и на горах, как цепенеют зимою от стужи и летом опаляются солнечными лучами. Живешь ли в общежитии? Вникни умом в написанное: народу же веровавшему бе душа и сердце едино: и ни един же что от имений глаголаше свое быти, но бяху им вся обща (Деян.4:32). Работаешь ли вязь? Представляй себе плавающих по морю; ибо они, борясь с морем, занимаются тем же рукоделием. Работаешь ли малые корзины, называемые мягкими? Представляй себе приготовляющих из ветвей постели. Сделался ли краснописцем? Представляй себе столяров и рещиков; только не извращай Божиих словес, написанных в вере и истине. Ибо какой грех больше сего - сладкое делать горьким и горькое сладким, свет - тьмою, и тьму - светом, в развращение читающим? Горе тому, кто делает сие; потому что таковой ставит сети душам. Выводишь ли узоры? Представляй себе высекающих что-либо из мрамора. Работаешь ли цветную бумагу? Представляй себе выделывающих ремни из кожи. Обделываешь ли пальмовую кору? Представляй себе обделывающих хлопки. Делаешь ли пеньковую ткань? Представляй себе мирских людей, занимающихся тем же ремеслом. Работаешь ли веревки или канаты? Представляй себе делающих головные повязки. Прядешь ли нитки? Представляй себе ткущих полотно. Работаешь ли полотно? Представляй себе делающих шелковые ткани. Приставили тебя к хлебне? Представляй себе содержащих народные бани. Приставили тебя к саду? Содержи у себя в уме валяющих сукно, которые лето и зиму проводят за своей работой в воде. Приставили тебя к поварне? Представляй себе красильщиков, или занимающихся кузнечною работою, которые день и ночь проводят, борясь с огнем, подчинены власти других, терпят притеснения, не редко переносят насилия от градоначальников, и не делаются нерадивыми к своей работе. Сделали тебя придверником? Представляй себе служителей у земных князей. Поставили тебя на службу, сделали или экономом, или игуменом? Представь себе сказавшего: старцы иже в вас молю, яко старец сый и свидетель Христовым страстем, иже и хотящей славе явитися общник, пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, по Бозе, ниже неправедными прибытки, но усердно: ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду. И явльшуся Пастыреначальнику Христу, приимете неувядаемый славы венец (1Пет.5:1-4). Но не будем длить слова, говоря о всем порознь. Что ты ни делал бы, если враг во время дела наводит на тебя уныние, в возражение сопротивнику, укажи на какое-либо подобное ремесло. И что ты ни производил бы делом, или словом, имей свидетелем совесть свою, что совершаемое тобою делается по Богу, и спасешься.

Скажи мне и сам ты, прошу тебя: если, отрекшись от благодати Призвавшего тебя в вечное Свое царство и славу, пойдешь ты в мир, что будешь делать, по предположению твоего помысла? Лучше же сказать, что внушил тебе враг душ наших? Будешь ли царствовать, если отвергнешь данную тебе благодать? Но если и царствовать будешь, то не постигнет ли тебя смерть? Если получишь в наследство великое имение и соберешь бесчисленное богатство, то не оставишь ли сего другим и не пойдешь ли отсюда без всего этого, по изречению Апостола: ничтоже бо внесохом в мир, ниже изнести что можем (1Тим.6:7)? А сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал.6:7). По человеческим расчетам скажу тебе. Если отречешься от благодати Господней, то не возвратишь прежнего о себе мнения, какое было о тебе, пока не полагал ты начала монашеской жизни; напротив того, во мнении соседей и друзей, домашних и родных будешь ты изменником. Ибо кто принуждал тебя начинать дело, которого не мог выполнить? Не говорит ли сего закон? Ибо в законе написано: если кто страшлив и слаб сердцем, пусть не ходит на войну, и возвратится в дом свой, да не устрашит сердца брата своего (Втор.20:8).

Посему доверши теперь, что начал. Если и впал в какое прегрешение, не оставайся в своем падении, но по истине обратись ко Господу. Есть на небе Изглаждающий грехи обращающихся к Нему. Не соглашайся только на помысл зломудрия. Ни львы, ни змеи, ни варвары не в состоянии будут сделать столько вреда, сколько делает зломудрие предающимся оному. Ибо многие, свергнув с себя оное в самом начале и не приобщившись его нравам, почтены были от варваров; львы и змеи боялись их; пламень огненный не мог опалить волос на голове их; не нашлось в них пищи пороку, а было только питающее в них доброту. Зломудрие немилосердно поражает своих любителей; нет порока, которому бы зломудрие не было матерью. Конечно, корень всех зол есть сребролюбие, по изречению Апостола, который говорит: корень всем злым сребролюбие (1Тим.6:10). Но корень сей насажден зломудрием; ибо оно питает и возращает ветви порока. Что неприязненнее его в мире? Оно предает преданных ему любителей своих и доводит их до того, что обращаются они в бегство. Ибо бегает нечестивый ни единому же гонящу: праведный же яко лев уповает (Притч.28:1) в великом своем дерзновении. Одержимый зломудрием не от варварских рук приимет наказание, не на чужой земле, но где родился, где воспитался, там и бывает мучим своими единоплеменниками; и никто за него не просит, сколько не повергают его истязаниям не тайно, но явно, не за благоделание, но за зломудрие, потому что падших от зломудрия все осуждают, все на них приносят жалобы. Нет им помощника, нет им избавителя. Если пойдем во след зломудрию, низведет оно тебя в тайники ада. Оно и сильных низложило, и домы повергло в запустение, и царей поколебало и довело до упадка. Беги от него прочь, возлюбленный брат, чтоб не положило оно на тебя уз своих; потому что узы его железные, и оковы его медные. Оно низложило доверчиво любящих его; в этой жизни падение его было неизмеримо, и по смерти оно - пагуба. И какое дашь ему имя, кроме зломудрия? Оно ненавидит истину, любит ложь, не принимает наставлений, любуется невежеством, не принимает обличений, отвергает вразумление, питает сластолюбие, небрежет о Боге, не стыдится людей. Начало его - небогобоязненность; а конец его - пагуба и наследие гибели. Господи, Господи, отверзший очи слепому от рождения, отверзи очи ума нашего, чтобы не впасть нам в сеть его! Итак, возлюбленный, не будем отвергать благодати Божией. Или не знаешь, что радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся, нежели о девяти десятих и девяти не заблудивших, иже не требуют покаяния (Лк.15:7)?

И что такое скорбь века сего, равно как и радость века сего, возлюбленный? Почему лучше терпеть встречающиеся скорби, нежели обольщение. Ибо слава и обольщение мира сего подобны огненному пламени, который попалил вложенные в него дрова, и вскоре потом угас, так что от всего этого пламени остались зола и пепел. Но кто терпит скорбь для Господа, тот подобен созидающему дом свой на камне. Посему прошу тебя, брат, воспрянь ко Господу.

Вспомним о неумолимом Божием судилище, о вечном суде и о немощной своей природе. Что меньше комара? И его угроз не можем мы стерпеть. Что ж будем делать с ядовитым и неусыпающим червем? При наступлении вечера говорят: зажги светильник; потому что темно. Что же будем делать с тою мрачною и непроницаемою тьмою? Если кого опаляют лучи солнечные, бежит он под тень. Что же будем делать с неугасимою огненною геенною? С видимого в сем веке, возлюбленные, возьмем образец будущего суда. Если сделает кто что-нибудь худое, и будет это дознано, и князь века сего отошлет его в тюрьму; то в каком стыде, и в какой скорби будет душа его в нем? Хотя и домашние часто ему прислуживают, и родные за ним ухаживают, и друзья утешают, и знакомые непрерывно навещают; однако же при всем этом печаль его не оставляет его. Конец же слова тот, что, может быть, имеет он еще надежду или при пособии, искательстве и просьбе друзей, или и с помощью денег, со временем освободиться из тюрьмы. А там, осужденный собственными своими делами, не имеет у себя утешителей. Ни отец не хлопочет о нем, ни матерь не сидит при нем, и не утешает его; нет там ни сострадания супруги и друзей, ни доброй вести, ни слуха о мире, нет ни света, ни усладительного пения птиц, ни перемены обстоятельств, ни изменения годовых времен, ни мусикийских звуков, ни отрады. Ибо все это отнято у нечестивых; и часть их - противное тому, как написано: Одождит на грешники сети; огнь и жупел и дух бурен, часть чаши их. Яко приведет Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его (Пс.10:6.7).

Итак от всей души помолимся Господу, чтобы укрыл нас. Ибо Он радуется о спасающихся; почему и уготовал им, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор.2:9). Приведи себе это на память, и обратись ко Господу. Не будь как бы секирою диавола, посекающею плодоносные древа, ни как бы знойным ветром, губительным для добрых плодов. Не знаешь разве, возлюбленный, что во время сражения на брани, если кто раненый падает в рядах, то наводит тем боязнь на сражающихся подле него. - Выразумей же сказанное. Но кто мужественно ополчился на противников, тот усердием своим возбуждает даже нерадивых и боязливых сердцем.

Ужели не помнишь, возлюбленный, в каком сокрушении был ты прежде, когда начинал монашескую жизнь? Где же это сокрушение, так обильное слезами? Где небесное желание, нелицемерное благоговение? Где смирение, возводящее до небес? Где молчание, исполненное внутренно молитв? Где хранение очей, рождающее чистые помыслы? Где любовь, умилостивляющая Бога? Что же приобрел ты, возненавидев и свергнув с себя все это? Гнев, раздражительность, вопль, хулу, невоздержность, бесстыдство, необузданные уста. Увы, как земля плодоносна обратилась в сланость от злобы живущих на ней (Пс.106:34)! Те ли это слова, в которых давал ты обещание служить Богу и надеяться спасения Его? Те ли это молитвы, которые возносил ты к Богу в скорби своей?

Смотри, возлюбленный, чтобы тот самый, кто смущает тебя и поспешает отторгнуть от братства, не приуготовил тебе горькой и постыдной смерти. Правду говорю тебе; потому что знал я одного, двух и трех братий, которые оставили обитель и возвратились к мирской жизни, но прожили недолго, горькою же и постыдною смертью кончили жизнь.

Посему умоляю тебя, брат, противостань сим противникам, преодолевай похоть, не входи в согласие с теми, которые хотят сделать тебя пленником. Напротив того, горе да имеем ум, возлюбленный брат: горе воздвигнем руки, как Моисей, и Господь невидимо сразится с ними за нас. Посему не убойся лица их. Нередко наводят они тебе на мысль немощь тела, потерю позыва на пищу, подозрение старшего брата, боязнь игумена, продолжительность времени, прежний образ жизни, воспоминание о плотских родителях; и все это приводят в движение, чтобы стеснить твою душу.

И ты не рассуждаешь того, что если у кого сын злодей, законы наказывают его пред глазами родителей и никто не может избавить его от рук исполнителей казни; в какой же мере, думаешь, страшнее будущее судилище, где цари и притеснители, богатые и бедные предстанут в страшном трепете? Посему приди в себя, возлюбленный брат, и не пренебрегай правдивого и непогрешительного Судии и пламени никогда неугасимого. А если пренебрегаешь, то здесь еще испытай себя, можешь ли снести жестокость огня и мучение. Зажги светильник и приложи конец перста; если в состоянии будешь вынести сию боль, то, может быть, и там возможешь помочь себе. Если же когда все тело вне огня, не можешь выносить боли одного малого члена, что будем делать, когда все тело, вместе с душою, ввергнуто будет в геенну огненную?

Но, может быть, какой-нибудь безумец скажет: "хотел бы я терпеть; но что же делать? Немощен я и маловникателен. Если бы угодно было Богу, чтобы я спасся, то дал бы он мне терпение". Придите, братия, видеть душу пленяемую не варварами и мечем, но зломудрием; винит она благого Бога, Который хочет, чтобы всякий человек спасся и пришел в познание истины, Который претерпел за нас крест. Призывает Он, говоря: Приидите вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим; иго бо Мое благо, и бремя мое легко есть (Мф.11:28-30). И еще говорит: Просите и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (7:7.8). Поэтому как же говоришь: если бы угодно было Богу, чтобы я спасся, дал бы мне терпение? Для чего обольщает тебя так враг, и ты принимаешь совет его? К чему такая утрата - совлечь с себя одежду славы, отлучить себя от сожительства с Ангелами и погружаться в страсти бесчестия? На что тебе этот стыд, на что тебе этот укор - называться бежавшим из монашества и слышать о себе: вот отметающий благодать Господа и Бога своего? На что тебе эта смерть - увидеть себя ввергнутым во тьму кромешнюю, приявшим плод стыда, а братий надеявшихся спасения Господня увенчанными и введенными в радость Господа их? Куда тебе бежать? Или какое место примет тебя, когда побежишь от лица Господа, Которого хочешь отвергнуться? Посему умоляю тебя, потерпи, чтоб не исполнилось на тебе написанное: Лучше бо бе им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися вспять от преданныя им святыя заповеди. Случися бо им истинная притча: пес возвращся на свою блевотину, и свиния омывшися, в кал тинный (2Пет.2:21.22). И в другом месте говорит: но вмениша игралище быти Живот наш, и житие все упражнено на приобретение (Прем.15:12).

Размыслим, возлюбленный брат, что странники и пришельцы мы в этой жизни; ибо многие, проснувшись утром, не доживали до вечера; другие, уснув вечером, не достигали утра Послушай того, кто говорит: человек суете уподобися: дние его яко сень преходят (Пс.143:4). Умоляю тебя, возлюбленный брат, потерпи еще немного: ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф.10:22). Никто не знает, - не наступило ли уже время нашего разрешения, и потому умножаются для нас искушения. Не будем же малодушествовать, не возвратимся вспять, но лучше, задняя забывая станем в предняя простираться (Фил.3:13), чтобы войти нам вместе с Женихом, пока не затворена еще дверь. Ибо Он говорит: Бдите и молитеся, яко не весте дне, ни часа (Мф.25:13). И еще говорит Спаситель: Якоже бысть во дни Ноевы, тако будет в пришествие Сына человеческаго. Якоже бо бе во дни потопа: ядяху, пияху, женяхуся, посягаху, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и прииде потоп, и погуби вся. Такожде якоже бысть во дни Лотовы: ядяху, пияху, куповаху, продаяху, саждаху, здаху: в оньже день изыде Лот от Содомлян, одожди огнь с небесе, и погуби вся: потому же будет день, в оньже Сын человеческий приидет (Лк.16:26-30). Итак не будем нерадеть о своем спасении, возлюбленные. Ибо вот Божественные писания возвещают нам сей день, чтобы покаянием спаслись мы от гнева и наследовали вечную жизнь, сотворив благоугодное Господу. Если же останешься в прежней своей непокорности и сохранишь небоязненный помысл; то знай, что без замедления будешь посечен. Ибо не лжив сказавший: уже секира при корени древа лежит: всяко убо древо не творящее плода добра посекается и во огнь вметается (Лк.3:9). Выслушай же и притчу о смоковнице. Сказано: Смоковницу имяше некий в винограде своем, и шед иска плода на ней, и не обрете. Рече же к винареви: се третие лето, отнелиже прихожду, ищя плода, и не обретаю: посецы ю, вскую и землю упражняет? Он же отвещав рече ему: Господи, остави ю и се лето, да окопаю окрест ея и осыплю гноем. И аще не сотворит плода, потом во грядущее посечеши ю (Лк.13:6-9). Посему смотри, возлюбленный, чтобы не исполнилось время срока и тогда не найдем уже другого времени.

Итак приидите, поклонимся Ему, восплачемся пред Господем, сотворшим нас (Пс.94:6). Воздень к нему руки свои вместе с сердцем, и со слезами приступи к Нему, вопия к Нему, с Пророком: Спаси мя от брения тины, да не углебну; избави от ненавидящих мя, и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих. Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя: по множеству щедрот Твоих призри на мя. Не отврати лица Твоего от отрока твоего: яко скорблю, скоро услыши мя. Вонми души моей, и избави ю: враг моих ради избави мя (Пс.68:15-19), чтобы и Он сказал тебе написанное: мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс.26:14). И ты, возблагодарив благостыню Его, скажешь: Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: и изведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя: и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господа его упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная (Пс.39:1-5). Благословен Господь, Который дает силу и державу людям своим; и благословен Бог наш во веки веков! Аминь. Очисти, Боже, грехи наши; ибо Тебе слава во веки веков! Аминь.

Поучение 49. О злонравии

По слав. пер. Ч. I. продолж. Сл. 91.

Как меч подсекает жилы коню, и низлагает всадника: так и злонравная мысль утомляет душевные силы, и предает душу печали; печаль же расстраивает впадших в нее. Кто, вознамерившись идти в город, который отстоит на тридцать стадий, прошел двадцать девять и не дошел одной стадии; тот из дому вышел и в город не взошел. Как пришедший в единонадесятый час получил полную плату наравне с прочими, понесшими дневную тяготу, так работавший до единонадесятаго часа, если в дванадесятый час начнет ломать и с корнем выдергивать посаженное им, не получит платы; потому что Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф.10:22); и еще: никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии небесном (Лк.9:62). Жена Лотова, оборотившись назад, стала сляным столпом. Посему и Апостол, задняя забывая, в предняя простирался (Фил.3:13). Так терпи и ты, возлюбленный; ибо мир сей преходит и похоть его: а творяй волю Божию пребывает во век (1Ин.2:17). Странники мы и пришельцы в мире сем. Но если, пока еще время, делаем в нем угодное Господу, то получим свою награду. Итак приобрети терпение, возлюбленный брат; ибо написано: в терпении вашем стяжите душы ваша (Лк.21:19). Енох двести лет благоугождал Богу по рождении им Мафусала. А мы и в это краткое время предаемся нерадению? Противься, возлюбленный, вредным помыслам, и скажи, вместе с сказавшим: Христови сраспяхся: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал.2:20). Кая же польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф.16:26)? Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего (Пс.118:115). Екклесиаст вопиет: суета суетствий, всяческая суета (Еккл.1:2). После такого богатства и славы, не посвящу более трудов своих суете, чтобы по моем отшествии наследовали их другие, а я понес наказание; напротив того плоды свои принесу в дар благому и милосердому Богу, Который и после смерти даст жизнь, и уготовал любящим Его ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор.2:9). Ей, возлюбленный, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс.26:14); и отшествие твое будет в мире. Там увидишь праведников, радующихся о твоем спасении. Там вместе с Лазарем водворишься на лоне Авраамовом; потому что избрал ты нищету, терпел скорбь, переносил укоризны, не возненавидел уничижения. Поэтому с веселием примут тебя в вечные кровы, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание. Там узришь жизнь и истинный свет, упование всей твари, Избавителя душ наших, Иисуса Христа, Царя славы: и возрадуется сердце твое, и радости никто не возьмет от тебя. Сам же Господь Бог наш да сохранит нас неукоризненными! Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 50. О различии жизни монашеской и мирской

По слав. пер. Ч. I. продолж. Сл. 91.

Если ты, возлюбленный брат, отрекшись от мирской жизни, стал монахом; то трезвись, потому что много козней у врага; и нашедши случай, будет он внушать тебе следующее: "вот, скажет, отрекся ты от мира и от собственности: но и звери не находят ли себе покоя в норах своих?" Ты же запрети врагу, говоря: "Господь да, сокрушит тебя, диавол, потому что человека, которого сотворил Он по образу и по подобию Своему, уподобил ты бессловесному зверю. Ужели не перестанешь превращать правые пути? Послушай же и о различии той и другой жизни. Желающий стать монахом, во первых, отрекается от мира, отрекается от своей воли, берет крест свой и последует Спасителю нашему Христу; он не соперничает, не злословит, не клянется, не бесславит,. не занимает ума своего ложными понятиями многоречивой и суесловной философии, соблюдает воздержание, а не роскошествует, все Ангелы Божии ему друзья" а диавол враг. Он не притесняет земледельца, не обижает вдову, не грабит нищего, не нападает на сироту, не безумствует, домогаясь богатства. Довольствуясь настоящим, не заботится о том, как отдать в полк сыновей, или выдать дочерей замуж, не привязан к развлечениям, но занят делом своего спасения, не превозносится, но смиренномудрствует, он добр и скромен; поет псалмы, а не мирские песни; молится и не предается рассеянию, не обуревается делами житейскими, не заботится о том, чтоб приобрести себе земную славу; вместо свирелей, тимпанов, музыкальных орудий, поет Господу и молится; плачет и проливает слезы во внутренних храминах дома своего и души своей, прося отпущения грехов; молясь, молится и о целом мире; ходить не на суетные зрелища, но к святым мужам, вместо царского двора - в пустыню; уклоняется от клятв и от людей, услаждающихся ими; простирает руки к полезному, к работе, к чтению Божественных писаний; обеспеченность родителей и себя самого в земном вменяет ни во что; помышляет о Спасителевых обетованиях, и обновляется в нем дух его и гонит от себя печаль. Приходит ли телесный недуг? радуется, что близок венец. Приходит ли уныние? приемлет терпение от Господа. Приходит ли земная потеря? приводит себе на память день кончины, потому что все останется здесь. Беспокоит его сладострастие? помышляет о горьких мучениях. Коснулась его клевета? переносит великодушно; потому что приближается Оправдывающий его. Подвергается обиде и мучениям? помышляет о страданиях Спасителевых. Приходит высокоумие? помышляет, что надобно ему проходить чрез огонь. Право служащим Господу даются сии дары благодати и все, что подобает святым. А тебя, диавол, Господь да приведет в бездействие!"

Ей, возлюбленный, послушай того, кто говорит: противитеся диаволу, и бежит от вас. Приближитеся Богу, и приближится к вам (Иак.4:7.8). Помолись вместе и о мне жалком, яко беззакония моя превзыдоша главу мою (Пс.37:5), чтобы соблюл и спас нас в царстве Своем и славе Своей благий и милосердый Господь, надежда отчаянных. Ему слава, держава, и сила и царство Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков! Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 80-216. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение