страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Наставление монахам

Владыка всяческих, человеколюбивый Бог, всегда дает человеческому роду действительные средства к познанию будущего, и, желая, чтобы каждый преуспевал, восходя к совершенству, вразумляет нас мановениями Своей благости, постоянно привлекая к добру созданного по образу Его человека. Ибо как душа по природе своей имеет наклонность к прекрасному и стремится вожделевать лучшего, так неприязненная область греха, с чрезвычайною хитростью, к затмению действительных благ, душам простым представляет мечтательный образ благ. И посему неисповедимая любовь Божией благодати в богодухновенных Писаниях учит нас ведению истины, по слову сказавшего: Благости, и наказанию, и разуму научи мя (Пс.118:66), чтобы таким образом пришли мы в состояние устранить от себя причину всех зол - неведение, и руководимые светом истинного ведения, познав, что ведение истины есть причина спасения, возмогли совершенно изгнать из себя плотское и неразумное мудрование, утвержденное в нас коварным обещанием знания. Так и вы, превожделенные и возлюбленные братия, не раз просили меня предложить вам слово о том, как надлежит вести себя удалившемуся от плотских удовольствий, от образа жизни обычного веку сему, и как должны вести себя в отношении друг к другу те, которые, подражая апостольскому примеру, описанному в Деяниях, сошлись в один священный сонм, в один учрежденный союз братства, и решились всегда вкупе проводить благочестивую жизнь, какие надлежит им иметь у себя нравственные постановления, а также, какая цель пути к высшей добродетели, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим.12:2), какое поприще, и какой подвиг предлежат желающим достигнуть совершенства, и поспешающим войти в меру духовного возраста; и чтобы не продолжать вдаль слова, - сие и все к сему относящееся просили вы меня начертать вам письменно к всегдашнему памятованию душеполезного поучения, без сомнения, будучи убеждены, согласно с догматами православной веры, что одно есть Божество достопокланяемой и блаженной Троицы, одна сущность, одна воля, одна слава, благочестно приносить одно поклонение трем Ипостасям единого Божества, как и в святом таинстве крещения пред многими свидетелями благочестно засвидетельствовали мы доброе сие исповедание. Посему и я, видя великое ваше стремление к доброму, и замечая желание взойти на высоту добродетели, не поленился сделать вкратце напоминание, заимствовав содержание мыслей из самых богодухновенных Писаний, а вместе в подтверждение несомненной веры, приложил и самые свидетельства Писания, чтобы не подумал кто, будто бы иное говорю сам от себя, и не стал подозревать, будто бы мудрствую крайнею суетностью.

Итак всем, которые посвятили себя Богу, и всегда стараются представить телеса своя жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение (Рим.12:1), предлежит главная цель благочестия - веровать согласно с священными обетованиями Евангелий и прочих святых Писаний. Предающим себя на всякое дело благое, и на всякое упражнение в добродетели надлежит быть твердо уверенными, что благодатью Христовою и Божиею силою может быть в нас совершено конечное избавление и очищение от страстей бесчестия, возбуждаемых в душе и в теле, потому что невозможное для нас, возможно для обетовавшего Бога. Греховные же немощи впоследствии привзошли в душу и тело вследствие преступления первозданного человека. Надлежит им также, со всею несомненностью веры, совершенно и всецело сподобиться сыноположения Духом, к освящению души и тела, по слову Сказавшего: Яко благовествование наше не бысть к вам в слове точию, но и в силе Духа Святаго, и во извещении мнозе, якоже и весте (1Сол.1:6); и еще: Всесовершен ваш дух, и душа, и тело непорочно да сохранится в день Господа нашего Иисуса Христа (1Сол.5:23). Сей залог благодати неизреченного благодеяния, к приращению совершенного наследия и к умножению во много крат таланта, прияли мы верующие чрез святое крещение при блаженнейшем именословии, как скоро уверовали в сие великое и пречистое таинство. Ибо божественный и утешительный Дух, данный апостолам и чрез них преподанный единой и истинной Церкви Божией с минуты крещения по мере веры, различно и многообразно пребывает в каждом, приступившем ко крещению с чистою верою, и каждый для приумножения, возделания и приращения получает сей мнас, как сказано в Евангелии. Как младенец, рожденный в веке сем, не навсегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет вследствие необходимости, по неизъяснимым законам природы, пока не придет в совершенного мужа, в полноту разумных понятий: таким же образом и рожденный свыше водою и Духом должен быть возведен не в младенчество духовного возраста, но, ежедневно пребывая в подвиге, труде и многом терпении, обязан чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духовного возраста, по сказанному у апостола: Дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова: да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, в коварстве козней льщения. Истинствующе же в любви, да, возрастим в Него всяческая, Иже есть Христос (Еф.4:13-15). И в другом еще месте он же говорит: Не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим.12:2), выражая сим, что достигшие в совершенную меру возраста и разумной полноты духа доходят и до совершенной воли Божией.

Но в телесном рождении родившийся младенец вследствие необходимости и по закону природы, достигает мужеского возраста; ибо так определил Божий Промысл, чтобы по уставу необходимости, а не по свободному произволению, приходил в совершенство телесный возраст. А в духовном рождении свыше Бог установил не сей порядок; напротив того, свободному произволу человека предоставил труд, подвиг и усильное с великим терпением шествие, по сказанному Господом: Подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк.13:24); и еще: претерпевый до конца, той спасет будет (Мф.10:22); и: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19). И апостол говорит: Терпением да течем на предлежащий нам подвиг (Евр.12:1); и: тако тецыте, да постигнете (1Кор.9:24); и еще: якоже Божия слуги, в терпении мнозе, и прочее (2Кор.6:4). Так домостроительствовала благодать Божия, чтобы каждый, по собственному расположению и по собственной своей воле, трудом и подвигом достигал духовного возрастания. В какой мере предается каждый телесному и душевному подвигу со всяким услаждением добрыми делами, в такой же мере приобретет он причастие Святаго Духа к духовному возрастанию в обновлении ума; по благодати и туне получая спасение, а по вере, любви и подвигу свободного произволения входя в преспеяние и меру, чтобы как по благодати, так и по правде, стать наследником вечной жизни и не всецело Божиею силою и благодатию, без собственного человеческого содействия и старания, возрастая в преспеяние, и не всецело собственною силою и крепостью, без содействия и помощи Духа, имея возможность прийти в совершенную волю Божию и в меру чистоты, Ибо аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий и трудися зиждущий (Пс.126:1), и еще: не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, (хотя мечами и мышцами сражались они) но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего (Пс.43:4). Сим пророк показывает, что Божия сила действовала в собственном их подвиге и вместе, низлагая самомнение тех, которые при немногих добродетелях понадеялись сами на себя, научает он, что надеющимся бывает спасение Божиею благодатью по вере и любви их.

Что же такое воля Божия совершенная, которой с поспешностью достигать увещевает и убеждает апостол каждого? О которых Господь сказал, ублажая их: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф.5:8), и которым еще заповедует: будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф.5:48); от тех не требует ли сим решительного очищения от греха, то есть решительного освобождения от страстей бесчестия и совершенного усвоения себе самой высшей добродетели? А это есть очищение и освящение сердца причастием совершенного и Божия Духа, несомненно происходящее в душе, которая с верою и любовью всецело предает себя Богу; как и Дух, указуя совершенный труд истины, и желающих оказаться сынами света и стать наследниками жизни, научая искать сего у Бога и веровать, говорит чрез Давида: Буди сердце мое непорочно в оправданиях Твоих, яко да не постыждуся (Пс.118:80); а сим дает разуметь, что стыд и бесчестие несут на себе не приобретшие сердца чистого от всякой скверны, нечистоты; ибо еще говорит: Тогда не постыждуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя (Пс.118:6). Так Дух учит, что исполнение всех заповедей и удаление от всякого грехопадения есть совершенное дерзновение пред Богом. А также и пророк указует на ту же цель, когда молясь сказал: Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей, и Духом Владычним утверди мя (Пс.50:12,14). И еще, спрашивая, кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святем Его, присовокупляет, кто, именно, достоин сего, и говорит: Неповинен руками и чист сердцем (Пс.23:3,4). Сим Дух показал, что должны собственною своею деятельностью совершенно отсечь от себя грех, совершаемый делом, словом и помышлением, а также, молясь и по вере надеясь, стараться ежедневно достигать совершенной чистоты духа. Ибо апостол ясно учит, сказывая, какими должны быть души, удаляющиеся от плотского брака и мирских уз и желающие пребывать в девстве. Он говорит: Не посягшая печется, да будет свята не телом только, но и духом (1Кор.7:34), повелевая душе быть свободною от действительных и мысленных, то есть от явных и тайных грехов, как должно невесте Христовой, желающей сочетаться с чистым и нескверным Небесным Царем. Ибо оной Пречистой Красоте должна уподобиться по добродетелям душа, желающая сочетаться с Ним и вожделевающая прийти в единый с Ним дух, по сказанному у блаженного Иоанна. И всяк, говорит он: имеяй надежду сию на-Нь, очищает себе, якоже Он чист есть (1Ин.3:3); и: подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1Кор.4:16). Ибо не от явных только грехов: блуда, или воровства, или зависти, или чревоугодия, или клеветы, или лжи, или празднословия, или кличей, или смеха, или острословия, или сребролюбия, или любостяжательности, должна быть чистою душа, которая устранила себя от мирского общения, удалилась от мира; соблюдает девство, обрекла себя пребывать в союзе и общении с нетленным Женихом; но тем паче надобно ей содержать себя в чистоте от сильнейших душевных страстей и тайных грехов, т.е. от похотливости, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, льсти, злонравия, ненависти, неверия, зависти, превозношения, ревности, самоугодия, самолюбия, кичения и подобных сих невидных страстей безчестия (Рим.1:26).

Писание, если верим только словесам Духа, и сокровенные душевные грехи почитает подобными грехам обнаруженным в действии, потому что это - отпрыски одного и того же корня. Ибо сказано: Бог разсыпа кости человекоугодников (Пс.52:7); и: мужа кровей и льстива гнушается Господь (Пс.5:7). Лесть и убийство причисляя к одному преступлению, - о глаголющих мир с ближними своими злая же в сердцах своих, говорит: даждь им Господи по делом их (Пс.27:3,4); и еще: ибо в сердце беззаконие делаете на земли (Пс.57:3). И Господь, укоряя человекоугодников, говорит, что все делают они, да видимы будут человеки, а потому заповедует: внемлите, милостыни вашея не творите пред человеки; аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, Иже есть на небесех (Мф.6:1), т.е. заповедует не искать и не домогаться от людей похвалы и славы за добрые дела, но ожидать сего от единого Бога, у Которого, как слава истинна и вечна, так и бесчестие вечно. Сие означают слова: Горе, егда добре рекут вам человецы (Лк.6:26), то есть, когда желаете слышать о себе хорошее от людей и восхищаетесь славою и похвалами, от них происходящими. Ибо как возможно, чтобы делающие добро не были явны для всех, когда сам Господь сказал: Да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф.5:16)? Старайтесь делать всякое доброе дело в Божию славу, а не собственную свою славу, не ищите себе похвал у людей и не восхищайтесь ими; ожидайте же похвалы и славы от единого Бога, как говорит и блаженный Давид: от Тебя похвала моя; и еще: о Господе похвалится душа моя (Пс.33:2). Так и апостол заповедует, чтобы все, даже до вкушения; пищи и пития, делалось во славу Божию: Аще убо ясте, говорит он: аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1Кор.10:31). О тех же, которые домогаются себе похвал и славы от людей, Господь засвидетельствовал, что они неверные, сказав: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы яже от единаго Бога не ищете (Ин.5:44)? Также Иоанн, причисляя ненависть к убийству, говорит: Ненавидяй брата своего человекоубийца есть, и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечнаго (1Ин.3:15); и с убийством сравнивает ненависть к брату, в тайне сохраняемую. И апостол Павел, обличая преданных страстям бесчестия, по причине неразумного и непокорного их сердца, и перечисляя худые и погибельные их дела, во едино совокупляет тайные и явные грехи и говорит: И якоже не искусиша имети Бога в разуме, предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная: исполненных всякия неправды, лукавства, блужения, лихоимания, злобы; исполненных зависти, убийства, рвения, лести, злонравия; шепотники, клеветники богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, непримирительны, нелюбовны, немилостивны. Нецыи же и оправдание Божие разумевше, яко таковая творящии достойни смерти суть (Рим.1:28-32), Видишь ли, не явные только исчислил грехи, которыми гнушаются люди, но к явным причислил и тайные душевные страсти: лесть, гордость, рвение, злонравие, высокомерие, ненависть и неразумие? И Господь говорит также: Еже в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк.16:16); и: возносяйся смирится, и смиряйся вознесется (Лк.14:11). И Премудрость говорит: Нечист пред Господом всяк высокосердый (Притч.16:5). Собирая же подобные места из Писаний, найдешь, что весьма многие сказаны против сокровенных в душе страстей бесчестия. Ибо Дух Святый, зная, что тайные греховные страсти бывают в душе весьма сильны, и научая нас, каким образом возможно освобождение от оных, говорит чрез Давида: от тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба Твоего (Пс.18:13), чтобы при многих молитвах, вере, совершенном и благом стремлении к Богу, могло бы силою Духа, преодолевать тайные страсти бесчестия. Ибо сколько стараемся охранять от явных грехов внешнего человека, то есть, тело, как храм Божий, о чем сказал апостол: еще кто Божий храм растлит, под храмом разумея тело, растлит сего Бог (1Кор.3:17); столько же нужно старательности и подвигов к охранение внутреннего человека, т.е. души, от всякого лукавого помысла по сказанному: Всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч.4:23).

Преуспеем же в этом, всегда противоборствуя и противореча лукавым помыслам тщеславия, ненависти кичения, льсти, похоти и неверия, ревности, любоначалия, со всею строгостью испытывая самих себя, и охраняя ум свой от союза и согласия с тайными душевными страстями, с усилием предаваясь всякому доброму начинанию, труду и подвигу, чтобы полагать препятствия своему сопротивнику. Ибо, гадательно давая разуметь единообразие и прямоту добродетелей, блаженный Моисей в образах показал, что душа должна не двумя водиться расположениями к худому и доброму, но идти в след только доброго, и что должно возделывать нам в себе не двоякие плоды и худого и полезного, но единообразно делать полезное, всячески же чуждаться худого. Говорит же о сем загадочно: не запрягай на ниве своей вместе разнородных животных, например: юнца и осла (Втор.22:10), но запряги однородных животных, и ими возделывай ниву свою; т.е., на ниве сердца твоего да не возделываются вместе и добродетель и порок, но да возделывается одна добродетель. Еще говорит он: шерстяную одежду не тки вместе со льном, а также льняную вместе с шерстью (11); не возделывай на участке земли своей двояких плодов в одно и тоже время и вторично в лето (9); не своди разнородное животное с разнородным для приплода, но всегда однородное с однородным. Всем же этим таинственно дает разуметь, что не порок и добродетель вместе должны в нас возделываться, но единообразно обязаны мы порождать из себя священные плоды добродетели. Душа не должна входить в общение и единение с тем и другим духом - духом мира и духом Божиим; а напротив того, Моисей повелевает душе, соединяясь только с Духом Божиим и прилепляясь к Нему, плодоносить святые порождения добродетели и плоды духовные; заповедует нам не соглашаться произволением на то и другое, на худое и хорошее, но, избирая единственно хорошее и всячески чуждаясь худого, возделывать в душе единообразный плод добродетели, по сказанному: сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся (Пс.118:128); неправду возненавидех и омерзих (163), чтобы Господь, видя таким образом душевный подвиг по человеколюбию Своему, собственною силою Духа, непременно совершил в нас великое исцеление от тайных страстей, отмщая мысленным врагам нашим. Так Господь, говоря о вдовице, притесняемой соперником, как пришла она к неправедному судье, требует у него отмщения, и получает оное за неотступность долговременных настоятельных просьб, и научая сим нас не унывать в молитвах (ибо сказано: глаголаше же и притчу к ним, како подобает всегда молитися и не стужати си (Лк.18:1), заповедует нам неотступно молиться. После же сего Господь присовокупляет: видите, что судия неправды глаголет; кольми паче Отец наш Небесный сотворит отмщение вопиющих к Нему день и ночь? Ей, глаголю вам, яко сотворит отмщение вскоре (6-8).

Какой подвиг совершил апостол за учеников своих, и в какую духовную меру старался привести их, внутренно молясь за них! И вместе, когда высшую цель христианства поставляет на вид всем желающим стремиться к ней неутомимо и с любовью к истине, и когда старающимся простираться в предняя делает известным апостольское правило для новой твари, тогда что говорить он? Наказующе, сказано, всякаго человека и учаще всякой премудрости, да представим всякаго человека совершенна о Христе: в нем же и труждаюся и подвизаюся (Кол.1:28-29). И еще сподобившимся в крещении принять печать Духа обетования желает, чтоб возрастали они в духовном своем преспеянии, говоря: Сего ради и аз, слышав вашу веру и любовь, юже имате ко всем святым, не престаю молить и просить о вас; да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам духа премудрости и откровения, в познание Его: просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания и кое богатство славы Его во святых, и кое преспеющее величество силы Его в нас верующих (Еф.1:15-19). В точности же обозначил апостол и самый образ духовного причастия и приобщения в достигших полного удостоверения; сказано: по действу силы Его в вас верующих, юже содея о Христе, воскресив Его от мертвых (19-20), по оному, говорит, действу Духа, чтобы и вы получили полное удостоверение. И в том же опять послании, несколько ниже, желая, чтобы достигли они высшего возрастания и духовного преспеяния в совершенстве, молится, говоря: Сего ради преклоняю колена ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, из Него же всяко отечество на небеси и на земли именуется: да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце: вселитися Христу верою в сердца ваша: в любви вкоренени и основани, да возможете разумети со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота, да разумеете преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие (Еф.3:14-19). И в другом послании, излагая учение о том же, показывая ученикам преизбыток духовного богатства и убеждая их с поспешностью восходить в совершенную меру, сказал он: Ревнуйте же дарований духовных: и еще по превосхождению путь вам показую (1Кор.12:31). Аще языки человеческими и ангельскими глаголю, любве же не имам, бых медь звенящи или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны, и аще имам весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть (1Кор.13:1-3). Присовокупляет же и то, какие плоды имеет любовь, и как приобретшие ее совершенно освобождаются от греховных страстей, говоря: Любы не завидит, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся покрывает, вся терпит, вся уповает, всему веру емлет. Любы николиже отпадает (4-8). А это означает, что сподобившиеся исчисленных выше дарований Духа и не приявшие еще избавления по совершеннейшей и действенной духовной любви, находятся пока в опасности, борении и страхе, хотя и имеют уже духовные дарования.

Какова же духовная мера, не подлежащая уже падению и страсти, а именно, что и языки ангельские, и пророчество, и вера, и всякое ведение, и дарования исцелений (хотя и это суть действия того же Духа) ничего не значат в сравнении с высочайшею добродетелью и с полнотою совершенной любви, сие апостол показал желающим тщательно восходить по пути христианства, чтобы сподобившийся оных дарований не подумал о себе, что и при неполном действии благодати достиг уже он совершенства, чтобы возмечтав, будто бы ни в чем не имеет уже нужды, и удовлетворившись одними низшими дарованиями, не остался не достигшим совершенной меры любви. Указанием же сей цели совершенства апостол учит, чтобы каждый, признавая себя нищим пред таким богатством любви, непрестанно и неослабно подвизался подвигом добрым, и проходил духовное поприще, пока не достигнет цели, по сказанному: Тако тецыте, да постигнете (1Кор.9:24).

Вот как во многих местах апостол поставляет на вид всем предел, цель и правило благочестия и совершенства, молясь за учеников своих, чтобы все они достигли одной и той же цели. Ибо сей же апостол, в другом еще месте, верным и любящим Господа показывая превосходство совершаемого о Христе обновления и пременения, говорит: Ни обрезание что есть, ни необрезание, но нова тварь. И елицы правилом сим жительствуют, мир на них и милость, и на Израили Божии (Гал.6:15); и еще: аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша (2Кор.5:17). Одним речением: нова тварь, явственно выразил апостольское правило. Выражение же: нова тварь, что иное значит, как не сказанное сим же апостолом в другом месте: да представит себе славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф.5:27); т.е. совершенная чистота от срама (а это есть освобождение от страстей), исполненное божественной силы Духа, неизреченное и таинственное во святыне общение, производимое в сердцах святых, сподобившихся нового, преестественного, духовного наслаждения добродетелями, - вот что есть новая тварь о Христе, как учит апостол. Но и слова: очистите ветхий квас, да будете новое смешение (1Кор.5:7), и еще: да празднуем не в квасе ветсе, но в безквасиях чистоты и истины (5), представляют ту же цель.

И поелику не имеем достаточных сил к борьбе с началами и властями и духами злобы, апостол увещевает нас воспринять на себя вся оружия Божия. Облекитесь в броню правды, обуйте нозе во уготование благовествования мира, препояшьте чресла истиною, над всеми же сими восприимше щит веры, в нем же, говорит он, возможете стрелы лукаваго разженныя (т.е. внушения нечистых страстей) угасити, и шлем спасения восприимите, и святый духовный меч, иже есть глагол Божий, чтобы с исчисленными теперь духовными оружиями, высшими естества человеческого, возмогли мы стати противу жестоким кознем диавольским (Еф.6:11-17). Самый же способ, каким можем приобрести сие, в точности обозначил апостол, сказав: Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом, и в сие истое терпяще и бдяще во всякой молитве (18). Посему и желает всем, говоря: Благодать Господа Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2Кор.13:13); и еще: всесовершен ваш дух, и душа, и тело непорочно в день Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1Сол.5:23). Вот, сколь многими способами приводит он в ясность прямый путь правды и высокую цель христианства, всех убеждая и всем желая достигнуть сей цели, на которую взирая любители истины, и всячески неутомимо подвизаясь в вере, и уповании, и во всяком благоустройстве добродетели, дают обет и желают прийти к ней. Ибо таковые, освободившись от всякого греха, в состоянии будут чисто, совершенно и неукоризненно исполнить и великие заповеди, в них же закон и пророцы висят: возлюбиши Господа Бога твоего всею душею твоею и всем сердцем твоим, и искренняго твоего, яко сам себе (Мф.22:37-40).

Если, по-видимому, и слишком распространили мы рассуждение о цели благочестия, какую предлагают нам Господь, и апостолы, и все богодухновенные Писания, подтверждая сие многими свидетельствами; то, как думаем, сделали сие не без особой мысли, но чтобы всяким способом непоколебимо и несомненно удостовериться в том, какое у нас упование веры, какая наша цель и какое предлежит нам поприще. Особенно же мы, которые восприняли монашескую жизнь, поставили себя вне мирских уз и плотского общения, и решились пребывать о Христе девственниками, чтобы каждому и каждой постоянно иметь в виду, куда мы призваны, и какой обязаны достигнуть меры, отложим всякое самомнение о некоторых соделанных нами добрых делах, рассуждая о себе, что действительно мы ничто в сравнении с превосходством совершенной меры звания и неизследимого богатства любви Христовой, всеми же способами, из всех сил, и со всяким тщанием себя самих и, по слову Господню, все, что имеем в веке сем, всегда усердно посвящая на благое, сверх же сего отрекшись от души своей, ежедневно с радостью восприемля на себя крест и последуя за ним, и Самого Господа во всем имея для себя образом, примером и предположенною для нас целью, по сказанному: подобни мне бывайте, якоже и аз Христу (1Кор.4:16); и еще: терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе (Евр.12:1.2); чтобы, удовлетворившись некоторыми духовными дарованиями или немногими какими-нибудь добрыми делами, и успокоившись на этом, не обольститься нам по злоухищрению злобы мнением о своей праведности, будто бы уже достигли мы совершенства, и не остаться без высших духовных преспеяний; а напротив того, как любители истины, до конца пребудем в труде, в скорби, в подвиге, и непрестанном течении, с каждым днем простираясь постоянно в предняя, и забывая задняя (Флп.3:14), алкая и жаждая всегда правды, имея сокрушенное сердце, как не достигшие еще звания, в которое призваны, и не приявшие совершенной меры христианства, и не пришедшие еще в совершенную любовь Христову. Ибо действительно желающие достигнуть предложенной и предуказанной высочайшей цели всегда уязвлены желанием стремиться к оному званию неизглаголанного совершенства, до последнего даже издыхания, не удовлетворяясь никаким причастием низших доброт праведности, постами, или бдениями, или милостынями, или духовными дарованиями, и не успокаиваясь на оных, но при всех добрых качествах и совершенствах всецело посвящая себя всем добродетелям, и таким образом, чувствуя себя недостаточными в рассуждении добродетели, никак не подумают, что исполнили они закон премудрости; напротив того, хотя и честны пред Богом, но почитают сами себя недостойными; хотя преспевают духовно, но сами себе кажутся только начинающими; и хотя уже велики, уничижают себя и вменяют в ничто; и таким образом, как уверовали, и в какой мере возлюбили, в такой приимут награды благовестия царствия. Таковые души в состоянии будут благоугодить Богу и наследовать царствие; они, как имеющие сокрушенное сердце, нищие духом, алчущие и жаждущие правды, вожделевающие совершенных почестей, за высокую любовь свою к Богу будут награждены высокими дарами.

И как достаточно сказано о надежде достигнуть цели, какую особенно должны иметь обрекшие себя на монашескую жизнь и возлюбившие девство, так необходимо поговорить о собрании и святом сочетании братства в монастырях, о том, как братия должны жить и вести себя друг с другом, какими трудами, потами и упражнениями, любители истины могут достигать сказанной выше цели благочестия. Необходимо же поговорить о сем, чтобы люди ревностные и постоянные путем ведущим в небесный град, вступив на оный усердно, и шествовали с тем же усердием, пока не достигнут.

Стремящийся к цели благочестия и желающий идти по следам Господним, удалившись из мира, от мирских удовольствий, безусловно предав себя братству, по Евангелию, отрекшись отца, матери, жены, детей, братьев, родства, богатства, славы, благородства, и вступив в монастырь, как бы в дополнение ко всему прекрасному, прежде всего да присовокупит и сие: еще же и душу свою (Лк.14:26). Что же значит отречься от души своей? Безусловно и всецело предать себя братству, и вовсе не исполнять собственной своей воли, но поставить себя в зависимость от Божия слова, в нем почерпнутыми святыми и чистыми разумениями заповедей Господних украшать душу, и признавать оные спасительными и свойственными; вовсе не иметь ничего в своей власти, кроме одежды, которую человек носит, чтобы возможно было совершенно не иметь попечения, всегда с радостью исполняя только то, что кому приказано. Отрекшийся от души своей, и как купленный честною кровью Христовою, и как благодарный раб, всех братий и особенно настоятелей во всем да почитает, как господ и владык, как сказал Сам Господь: кто из вас хочет быть первым и великим, тот да будет из всех последний, всем слуга и всем раб (Мф.20:26.27); сколько зависит от него, пусть не домогается от братий ни славы, ни чести или похвалы, за услуги или житие, по сказанному: со всяким благоразумием служаще, не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, но яко раби Христовы (Еф.6:6.7), и, предав себя Господу, да идет путем узким и тесным, и как любитель царствия, охотно и с радостью да подклонится под легкое и благое иго Христово, уготовляющее ему великое спасение, если с великодушием и терпением пребудет до конца в этом благом и душеполезном рабстве. Всех же начальников да почитает своими Христу и наследниками царствия, и да пребывает во всяком подчинении каждому, особенно же настоятелям братии, неся по приказанию бремя забот об обители, всегда почитая себя обязанным услуживать братиям с любовью и простотою, по сказанному: любовию работайте друг другу (Гал.5:13); и еще: ни единому ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга (Рим.13:8).

Но и вы, подвижники и настоятели братства, как приявшие на себя великое дело, так поборайте смиренномудрием хитрые козни злобы, чтобы вам, ввергнувшись в страсть гордыни, как властвующим над братиями, и превозносясь пред ними, вместо величайшей пользы не причинить ущерба и великого вреда душе; напротив того, как сердобольные отцы, ради Бога предав себя на служение братству, а не на господствование, во всем заботясь о братиях телесно и духовно, и стараясь о пользе души каждого, прилагайте о них попечение, как о чадах Божиих; и таким образом, весь священный собор братства для духовной пользы приближая к себе и согревая, получите небесную награду от Христа. Посему в явь соблюдайте сан настоятеля, как то: распоряжайте, или приказывайте, или подавайте советы искуснейшим из братий, или иному делайте выговор, или обличайте, где нужно, или упрашивайте, где должно, по заповеди апостольской (Тим.4:2), чтобы, по неведению, под предлогом смирения и кротости, не пришли в замешательство дела монастырские, когда настоятели и старейшие не сохранят чина последовательности. В тайне же мысленно почитайте себя рабами недостойными всякого из братии. И как добрые пестуны, которым поверены господские дети, со всяким благоразумием и страхом Божиим старайтесь каждого из братии направлять ко всему доброму, зная, что за таковой труд соблюдается нам у Бога великая и неотъемлемая награда. И как руководители детей нередко, ради обучения или образования нравов, не щадят собственных своих господ, но вразумляют их бичом, и доказывают тем великое свое к ним расположение и усердие в надежде, что сделаются они мудрыми и славными в мире: так и вы, настоятели-подвижники, не по страсти гнева или высокоумия наказывайте необразованных и младенствующих братий, но по Христову человеколюбию, с целью духовной пользы, в надежде оказать помощь руководимым вами к небесному царствию. В этой мысли старайтесь направлять младенчество братии к тому, что для каждого полезно; по сказанному выше, или прошением или выговором доводите до обращения, Движимые единственно Божиею ревностью и Христовым человеколюбием, а не по злобе, как бы отмщая за самих себя, наказывайте, чтобы, показав совершенство труда, какой приняли вы на себя ради Бога, соделаться вам наследниками небесного царствия. Ибо в таком случае, действительно, ангельская это жизнь, когда настоятели и старцы будут руководиться такою мыслию, когда все братия, со всею радостью подчинившись друг другу, станут взаимно один другого почитать своим господином, и один другому отдавать большую честь.

Итак, братия должны жить между собою в простоте, чистоте, единодушии, мире и сердечной искренности. Никто да не превозносится пред другим, и да не почитает себя лучшим, или высшим кого бы то ни было, а напротив того, как ученик Христов, да признает себя скуднейшим всех людей, как сказал сам Господь: возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется (Лк.14:11); и еще: кто из вас хочет быть первым, тот да будет последний, и всем слуга, якоже Сын Божий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (Мф.20:26.28), И апостол говорит: Не себе бо проповедуем, но Христа Иисуса Господа: себе же самех рабов вам Иисуса ради (2Кор.4,5). Посему умоляем вас, как желающих стать подражателями Христовыми, для покоя, взаимного друг другу подчинения и полезного рабства, будем готовы, если можно, и пострадать за ближнего, Господа имея для себя образом и примером, и содейственником во всем добром, по сказанному: любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим.8:28), чтобы любовью, простотою, отсутствием соперничества и кичливости мог сохраняться в братстве союз мира в едином теле и духе Христовом, когда братия взаимно подчиняются друг другу в страхе Господнем.

Посему каждый, намереваясь держаться подобных правил, прежде всего всеми мерами да старается иметь в сердце своем священную любовь и страх Божий (а это есть первая и великая заповедь), и непрестанно да просить их у Бога и частым, лучше же сказать, непрестанным напоминанием о Господе и небесной любви, да приобретает их, возрастая с преспеянием, при попечительности, труде и борении ума, можем приобрести любовь к Богу, образующуюся в нас по благодати и дару Христову, как сказано в книге Премудрости. Ибо аще взыщеши ея, яко сребра, и якоже сокровища испытавши ю: тогда уразумееши страх Господень и познание (Притч.2:4.5).

В любви же к ближнему легко и чисто можем преуспеть. Ибо первое поставь на первом месте, и второе, следуя за первым, совершится по порядку. А если кто вознерадит о первой и великой заповеди, о любви к Богу, которая при Божией силе образуется в нас из внутреннего расположения, доброй совести и здравых мыслей о Боге, вознамерится же иметь попечение о втором, внешнем только служении; то не возможно, чтобы в состоянии он был исполнить сие служение чисто и здраво, потому что козни злобы, находя ум далеким от памятования о Боге от любви и от стремления к Богу или представляя трудными и тяжкими Божии заповеди, производят в душе роптания и жалобы на служение, совершаемое для братии, или, обольщая мыслию о своей праведности, надмевают человека и делают, что почитает он себя досточестным и великим и в совершенстве исполнившим заповеди. А когда человек возомнит о себе, что делает он доброе и соблюдает заповеди, тогда погрешает, произнося сам о себе суд и не принимая суда от Судящего праведно. Ибо тогда бываем истинно достойными Христа и чадами Божиими, когда, по изречению Павлову, Дух Божий спослушествует духови нашему (Рим.9:16), а не когда в собственном своем мнении приписываем себе праведность. Не хваляй бо себе, сказано, сей искусен, но егоже Господь восхваляет (2Кор.10:18). Когда человек далек от памятования о Боге и от страха Божия, тогда необходимо ищет он славы и домогается похвалы от тех, кому служит. Такого же человека Господь обличает, что он неверный, ибо говорит: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Ин.5:44)? Такой человек, по слову Евангельскому, омывает внешнее блюда и сткляницы, внутрьуду же он полон хищения и лицемерия (Мф.23:25). А когда самый ум и душевное расположение всегда заняты мышлением о Боге, и стремлением к Нему, и представлениями в памяти всего прекрасного, елика суть истинна, и праведна, и доброхвальна, и честна (Флп.4:8); тогда в сообразность любви Божией человек всегда получает совершеннейший успех.

Достигается же сие борьбою и трудами ума; потому что противник всегда препятствует прекрасному, обольщает или увлекает ум, чтобы при памятовании о прекрасном не возлюбил он горнего, но обольстил волю свою какими-нибудь земными мыслями и пожеланиями. Ибо это - смерть и поражение лукавому, какие только можем нанести своею тщательностью, когда ум занят любовью к Богу и памятованием о Нем. Отсюда может произойти и чистая любовь к брату; а равно истинная простота, и кротость, и смирение, и искренность, и доброта, и молитва, и совершенное последование святым заповедям; чрез одну единственную и первую заповедь о любви к Богу поистине получают точную полноту.

Итак много потребно борьбы и тайного, невидимого труда; должно всегда производить испытание помыслов, и изнемогшие чувства души нашей непрестанно упражнять в различении доброго и худого, и ослабевшие душевные члены возгревать стремлением ума к Богу и тщанием, к Нему всегда прилепляясь умом своим, чтобы при помощи Божией благодати, по апостольскому изречению, быть в единый дух с Господом. И сию тайную борьбу, размышление о Господе и труд, надобно иметь всем нам, и днем, и ночью, и при всяком исполнении заповеди, молимся ли, или служим, или едим, или пьем, или другое что делаем.

И всякое предприемлемое нами благое упражнение в добродетели да совершается во славу Божию, и да не окажется совершаемым к собственной славе нашей. Ибо всякое последование заповедям освящается и совершается нами чисто, при непрестанном памятовании о Господе, при страхе и любви к Богу. В таком случае поставляем себя вдали от противника, который оскверняет совершение заповеди, сквернит труд наш и хочет привлечь его к себе, и тогда все, повелеваемое в заповедях, покажется нам удобным и легким, потому что любовь Божия в нас делает удобными заповеди и разрушает затруднительное в их соблюдении; так что любовью к Богу произведены будут и удобство и легкость заповедей. Ибо все усилие и тщание противника, как сказано, состоит в том, чтобы прийти ему в возможность отвлечь ум от памятования о Боге от страха и любви ко Господу, употребив для сего земные приманки, или какими-нибудь благовидными мыслями отвратить ум к благам мнимым от блага истинного, то есть, от любви к Богу. Ибо все, что ни делает человек хорошего, лукавый хочет очернить и осквернить, и усиливается примешать к заповеди собственные свои семена тщеславия, или самомнения, или ропота, или чего-либо подобного, чтобы не имело себе места доброе и хорошее, смиренномудренно и усердно совершаемое только для Бога. Итак каждому потребно много ведения и рассуждения, чтобы ум мог познавать козни и ухищрения лукавого и совершенно сделаться чуждым греха.

А чтобы не показалось иным, будто бы говорим что-либо от себя, докажем сие из святых писаний. Ибо написано, что Авель принес жертву от туков и от первородных овец, и Каин, подобно ему, принес дары от плодов земли, но не от первородных; и презре Бог, сказано, на жертвы Авелевы и на дары Каиновы не внят (Быт.4:4.5). Итак из сего уже познаем, что можно и хорошее какое-нибудь дело сделать нерадиво, или небрежно, или так, что оно почему-либо не благоугодно Богу, и сделать оное по воле Божией, тщательно, трезвенно, для Бога, верно, так что окажется оно благоугодным пред Богом. И патриарх Авраам священнику Божию, Мельхиседеку, принес в дар лучшее из добычи, и за сие получил от него благословения. Что же сим гадательно дает разуметь Дух, возводя к высшему созерцанию? Не то ли, что всегда должны мы приносить Богу высшее и первое, тук всего состава нашего, то есть, самый ум, самое расположение, самый правый помысл наш, самую силу любви в душе нашей, начаток целого нашего человека, священную жертву сердца, лучшие и первые из правых помыслов, непрестанно упражняясь в памятовании о Боге в размышлении и любви? Ибо таким образом можем ежедневно иметь приращение в любви божественной силой Самого Бога. И тогда бремя праведности заповедей покажется для нас легким, и исполним их чисто и неукоризненно, при содействии нам Самого Господа, своим к Нему стремлением, распаляемым верою, и любовью, и взысканием всех заповедей Его.

В рассуждении же видимых подвигов, касательно того, какое доброе дело есть первое и высшее, известно, возлюбленные, то, что все добродетели связаны между собою, и одна на другой держатся; подобно некоей духовной цепи, все они одна от другой зависят: любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от услужливости, услужливость от упования, упование от веры, вера от послушания, послушание от простоты. Как с противной стороны худые дела одно с другим связаны: ненависть с раздражительностью, раздражительность с гордынею, гордыня с тщеславием, тщеславие с неверием, неверие с нерадением, нерадение с расслаблением, расслабление с леностью, леность с унынием, уныние с нетерпеливостью, нетерпеливость с сластолюбием, и прочие члены порока находятся во взаимной между собою зависимости; так и на доброй стороне добродетели взаимно одна от другой зависят.

Главное же во всяком добром рвении и верх добрых дел есть постоянное пребывание в молитве, которою чрез испрашивание у Бога можем ежедневно приобретать и прочие добродетели, потому что у единого Бога благость. В молитве Божественным посещением в удостоившихся производится некое таинственное общение духовной деятельности и единение расположения и самого ума в неизреченной любви к Господу; и в небесные восторги любви, в пламенную приверженность, ежедневно вовлекается духовною любовью к Богу тот, кто принуждает себя постоянно пребывать в молитвах, как сказано: Дал еси веселие в сердце моем (Пс.4:8). И Господь говорит: Царствие небесное внутрь вас есть (Лк.17:21). А сие пребывание царствия внутри нас что иное означает, как не небесное веселие духа, действенно производимое в душе достойной? Ибо если в царстве небесном наслаждение и радость, и духовное веселие в вечном свете будут иметь святые, то здесь еще святые и верные души удостаиваются получить залог и начаток сего чрез действенное общение Духа. Сказано: Утешаяй нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби утешением, имже утешаемся сами от Бога (2Кор.1:4). Но и сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе (Пс.83:3); и: яко от тука и масти исполнися душа моя (Пс.62:6), и т.п. Разумеется же под сим действенное веселие духа и утешение святыни. Прочие же предписания всех заповедей - тоже, что члены при главе. Всецело предавшие себя Богу должны, по мере сил, исполнять их, так как всем, очевидно, предлежит одна цель благочестия, о которой пространно уже говорили мы, приводя в подтверждение свидетельства Писания, а именно, чтобы по вере и великой ревности о всех добродетелях сподобиться нам исполнения Духом Святым, и приобрести совершенное освобождение от страстей, то есть, очищение сердца, производимое в душах верных и благочестивых освящающим Духом. Посему каждый да посвящает себя добру в той мере, до какой простирается душевная любовь к Богу. И наконец, если кто желает непрестанно молиться, то да пребывает он постоянно в молитве.

Каким же образом, по замеченному выше, как сказанного Господом: не тем ли паче Бог имать сотворити отмщение вопиющих к Нему день и нощь, (ибо говорится: глаголаше же и притчу, как подобает всегда молитися и не стужати), тако равно и облечения в небесные оружия Духа, сподобятся желающие сего и уверенные, что достигнут сего? Апостол сказал: Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяком терпении и молитве (Еф.6:18). Итак, если кто из братий желает вступить в подвиг молитвенный из любви к небесным благам, то надлежит его допустить до сего, и весьма достоин он похвалы пред людьми и пред Богом. Посему таковому да будет с радостью дозволено единодушными братиями пребывать в молитве, чтобы и сами они могли получить награду от Бога за данное брату соизволение и доброе ему содействие, только бы молящийся, со всею трезвенностью, по совести испытывал сам себя, точно ли имеет непрестанное памятование, и непрерывно бывает в подвиге, противясь всему, что питает злобу людей и излишние помыслы, принуждая ум стремиться ко Господу, и от Него ожидая благодатной защиты, и чтобы таким образом плоды его, к общему назиданию, для всех делались явными ежедневно. Кто имеет любовь ко Господу, хотя бы не было еще в нем уязвления и горения любовью Божественною во время молитвы, но если делает он над собою усилия, подвизается и принуждает волю к труду сему, безусловно предавая себя небесной любви, стараясь приобрести истинную духовную молитву, по сказанному: дающий молитву молящемуся; тому с радостью да позволят пребывать в молитве прочие братия, и лучше сказать, да содействуют ему, как помощники, признавая собственным своим приобретением преспеяние брата в совершеннейшем, да не отвлекают от сего, действуя по соперничеству и ревности, да не препятствуют началу прекрасного ревностного подвига, да и не прерывают доброго стремления к Богу. И Бог, видя горячность взаимной любви, исполнит прошения всех, удовлетворяя каждого за правое и доброе изволение касательно друг друга. И сие тщательно выполнять с великою рассудительностью должны особенно вы, настоятели братий. Таким образом мыслей старайтесь вы приводить в порядок себя и живущих с вами братий, чтобы не встречал себе препятствия никто из тех, о ком выше сказано: подвигом подвизайтеся.

Посему пребывающий постоянно в молитве, как принял на себя самое главное дело, так должен принять обширнейший подвиг, великий труд и непрестанное старание; потому что постоянному пребыванию в молитве есть много греховных препятствий: сон, уныние, отяжеление тела, кружение помыслов, беспорядочность ума, нерадивость, нетерпение, расслабление, и другие тонкие внушения злобы; за сим следуют скорби, восстания самых лукавых духов, которые ведут брань с душою, в действительности непрестанно взыскующею Бога, противоборствуют ей до крови и возбраняют приблизиться к Богу. Посему постоянно пребывающий в молитве должен мужаться со всею трезвенностью и тщательностью, и со всяким усилием души и тела, в терпении всякого рода; и как действительно несущий на себе крест, непрестанно да пребывает он в борении, и в великом труде, и в плаче, и в скорби ради царствия, не расслабевая, не предаваясь кружениям греховных помыслов, или сну, или унынию, или расслаблению, или смущению ума, не употребляя возмутительных и непристойных слов, по нерассудительности не предаваясь мыслью чему-нибудь подобному, и не удовлетворяясь телесным только коленопреклонением, между тем как ум находится в смущении или кружении. Ибо если кто не приготовить себя к строгому трезвению и не будет производить всегдашних испытаний и наблюдений над умом, вожделевая всегда Господа; то в тайне, различными способами обольщаемый злобою может он превозноситься и надмеваться пред прочими, неспособными еще, подобно ему, постоянно пребывать в молитве; и таким образом, при таковых ухищрениях злобы, прекрасное сие делание предаст он сопротивнику. Напротив того, как принято им на себя важнейшее дело - молитва, так обязан он, в большей пред другими мере, принять на себя и труд, и попечение, и подвиг, чтобы не потерпеть какого хищения от злобы. Кто взялся за важнейшее доброе дело, с тем и противник борется сильнее, в намерении запнуть его. Итак должно нам произрастить в душе своей плоды любви, смирения, простоты и рассудительности, чтобы видно было, как преспеваем и восходим к совершенству, чтобы и тех, которые по младенчеству неспособны еще, подобно нам, пребывать постоянно в молитве, когда добрые плоды наши будут для них явны, возбудить и довести до желания, охотно и ревностно посвятить себя на сей подвиг. Если молитву нашу не будут украшать смиренномудрие, любовь, это - личина молитвы.

Говорим же сие не об одной только молитве, но о всяком труде и подвиге, девства ли то, или молитвы, или чтения, или поста, или бдения, или псалмопения, или служения, а также, если другой подвиг и другое какое делание совершаются нами ради добродетели. Если не находим в себе плодов любви, мира, радости, кротости, смирения простоты, искренности, веры, долготерпения, независтливости, и для всех не приносим таковых плодов мира: то напрасны и суетны наши труды и подвиги, потому что всякое такое делание и все подвиги должны быть предприемлемы для сих плодов. Когда же не находится в нас плодов мира и любви, напрасно и суетно все наше делание. Не имеющие сих плодов в день суда окажутся подобными пяти юродивым девам, которые за то, что здесь в сосуды сердца не запасли духовного елея, то есть, духовной действенности представляемых ими добродетелей, названы юродивыми, и не допущены в духовный брачный чертог царствия. И подвиг девства за недостаток добродетелей, за то, что не было действенного вселения в них Духа Святаго, вменен им ни во что. Как при возделывании, например, винограда, все попечение и весь труд предприемлются для будущего наслаждения плодами, и как скоро в винограднике не найдено плодов, все труды возделывания стали напрасны и суетны: так, если с совершенною несомненностью и духовным ощущением не познаем в себе действенностью Духа произведенных плодов любви, мира, радости и смирения, долготерпения, веры и других, какие исчислил апостол, то напрасным оказывается подвиг девства, и суетным труд молитвы, поста и бдения. Ибо это такие душевные и телесные труды, которые должны быть совершаемы в надежде духовных плодов. Плодоносие же Духа в добродетелях есть духовное наслаждение нетленным удовольствием, производимое Духом в сердцах верных и смиренных.

С великою разборчивостью разумения да оцениваются всякое делание, труд и подвиг человеческой природы, и в число плодов да вменяются только те, которые по вере и надежде производятся в достойных Духом Святым. А если кто, по недостатку различения, собственное свое делание и свой подвиг почтет плодами Духа; то весьма суетную приобретет о себе мысль и лишится великих духовных благ, понадеявшись, что не от духовной действенности бывает успех во всех исчисленных выше добродетелях. Ибо, кто всецело посвящает себя всегда Богу, и без всякого нерадения употребляете возможные по его силам тщательность и труд, а равно не оставляет в бездействии и прочих человеческих изменяемых доблестей, с несомненностью веры от Бога надеясь всегда избавления с помощью благодати Христовой, тот удостаивается по благодати Божией взойти на самый верх непоколебимой добродетели и любви.

Как в мире живущий сладострастно и всецело предавшийся греху с великим удовольствием удовлетворяет неестественным страстям бесчестия: распутству, блуду, пьянству, любостяжательности и прочим порокам, по долговременному навыку, предается с наслаждением и с великим удовольствием, как естественным; так совершенный христианин всякую добродетель, и все превосходящие природу нашу совершенные плоды духа, как-то: истинную и неизменную любовь и мир, долготерпение и благость, кротость и терпение, веру и смиренномудрие, и прочие дела истинной добродетели производит с услаждением и духовным удовольствием, как естественные и обыкновенные, уже без утомления и легко, не борясь более с греховными страстями, как совершенно искупленный Господом, как сподобившийся соделаться чистым жилищем Его, и возбуждаемый к добродетелям божественною силою, в радовании и веселии от Святаго и достопоклоняемого Духа приобретший совершенный преобладающей в сердце мир Христов.

Такой человек, по причине действенного вселения в нем Святаго Духа, не только подобное делание добродетелей совершает уже с великим наслаждением, без утомления, но легко и удобно восприемлет на себя труднейшее, как-то: страдания Христовы, укрепляемый Духом с великим вожделением, давая обет пострадать со Христом. И как другие, в мире живущие по плоти, с великим удовольствием и веселием почитают для себя вожделенным быть в почестях, в славе, принимать поклонения, обогащаться, роскошествовать, начальствовать и иметь другие наслаждения жизни сей; так сподобившиеся достигнуть исчисленных выше добродетелей христианских, в удовольствии и духовном услаждении, с радосттю и веселием, по блаженной надежде воскресения без утомления головы, или лучше сказать, признают для себя вожделенным, быть в наготе, в голоде, терпеть всякое злострадание ради Господа, подвергаться ненависти, бесчестию, стать как бы отребием мира сего, и, наконец, быть распинаемыми и принимать на себя всякое юродство. Ибо слава христиан, их богатства и забавы, и сокровища, и похвала - Христовы страдания, по апостольскому изречению: не точию же, но и хвалимся в скорбех (Рим.5:3), и по сказанному Самим Господом: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут вы человецы, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф.5:11.12). И еще блаженный Павел взывает об удовольствии, какое находил он в страданиях за Христа, говоря: Сладце убо похвалюся в немощех моих, да вселится в мя сила Христова. Тем же благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах: егда бо немощствую, тогда силен есмь (2Кор.12:9.10); и еще: якоже Божии слуги в терпении мнозе (2Кор.6:4). Ибо самое полное вселение в них Духа Святаго, и нетленное, действенное утешение будущею бессмертною надеждою воскресения приуготовляет их к тому, что страдания Христовы приемлют с самою сладостною уверенностью и с великим услаждением. Таков истинно прилепившийся к Господу и соделавшийся един дух с Господем (1Кор.6:17). Ибо действенностью Духа и святостью добродетелей могут быть рассеяны нечистые страсти и внушения злобы; и тогда легко и удобно принять на себя страдания Христовы.

А не сподобившиеся еще воспринять их на себя по действию Духа, при собственном старании и вожделении, с упованием и верою, да размышляют непрестанно о заповедях и страданиях Господних, и сколь возможно, употребляя над собою усилие, да упражняются в делании, надеясь, что совершенно преуспеют в них с помощью Духа. Так, соразмерно с возрастающим упованием, вожделением и размышлением ума, восприемлем с удовольствием Дух, воздействовавший в силе, и делание Евангельских заповедей, а также с радостью приемлем и терпение страданий Христовых; и таким образом, по причине действенного вселения и общения с нами Духа, сподобившись соделаться совершенными христианами, будем наследниками вечной жизни.

Посему, так подвизайтесь, так уготовляйте себя на всякое дело благое, все вкупе стремящиеся к цели благочестия, особливо же вы, понуждающие себя постоянно пребывать в молитвах, потому что имеете надежду получить толикие блага, - так подвизайтесь, чтобы послужить вам к назиданию и пользе для себя самих, и для ближних, и не причинить вреда себе и другим, по нерадению и невнимательности. А неспособные еще в совершенстве посвятить себя делу молитвы, с верою, благоговением и страхом Божиим, уготовляйте себя на служение, на прохождение послушаний, или на какое-либо дело, или на что-либо служащее к упокоению братии, как исполняющие Господню заповедь и делающие духовное дело; не ждите себе чести или благодарности от людей, как приемлющие от них награду, но верно и трезвенно будьте внимательны к сему, как к делу Божию, и служите с радостью, как рабы Господни, не давая вовсе места злобе врага осквернять доброе дело ваше человекоугодием, или ропотом, или высокомерием, или расслаблением, или нерадением и небрежением, отравлять и очернять оное ядом своего коварства. Но прекрасное упражнение свое освящайте благоговением и любовью к Богу, и да будет оно благоприятно пред Богом. Ибо Господь с таким человеколюбием и с такою беспредельною благостью снизошел к роду человеческому, что никому не попустил оставаться неспособным к добродетели или добрым делам, но каждому дал делание по силе его произволения, ежедневно привлекая всех к высшим добродетелям, предписанным заповедями. Сказано: Иже аще напоит чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам: не погубит мзды своея (Мф.10:42).

Видишь, до чего простер Господь удобство в исполнении заповедей, чтобы никто не лишен был участия в добре, как немощный и слабый произволением. И еще говорит: сотвористе единому сих, Мне сотвористе (Мф.25:40), как скоро делаемое вами делается по Богу, а не для славы человеческой. Ибо присовокупил: токмо во имя ученика, то есть, доброе дело да совершается по страху и из любви ко Христу. Делающих же что-либо доброе напоказ, для славы и похвалы человеческой, Господь порицая, дал о них Свой приговор, сказав: все делают, да видими будут человеки, и впоследствии с клятвою присовокупляет так: аминь глаголю вам: восприемлют мзду свою. Посему и заповедует ученикам Своим: Внемлите, милостыни вашея не творите пред человеки, да видими будете ими: аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, Иже есть на небесех (Мф.6:1-5). Человеческую славу и почести, и слышимые о себе похвалы, советует Он отвергать и вовсе не касаться их мыслью, ожидать же себе, как выше сказано, истинной славы и похвалы от единого Бога. Господь учил не тому, чтобы сделанное нами какое-либо добро не было знаемо людьми. Ибо возможно ли это, когда в другом месте советовал стараться, чтобы подобно свету сияли пред людьми наши добрые дела, совершаемые во славу Божию? Да видят, говорит Он, ваша добрыя дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф.5:16).

Апостолы, законоположив Духом, ничем не обременять уверовавших из учеников, разве нуждных, то есть, не касаться им блуда, идоложертвенного, удавленины и крови (Деян.15:28.29), умолчали о великом числе заповедей, по многой и безмерной своей доброте и сострадательности, чтобы, облегчив иго духовномладенческого их возраста, убедить сперва от идолопоклонства приступить к вере, а когда верующие будут отчасти послушными слову истины, тогда сподобятся услышать важнейшие предписания заповедей, и достигнуть духовного возрастания. Если же кто и к молитве ленив, и в служении, и в исполнении какого бы ни было дела, служащего к упокоению братии, выказывает неспособность, нерадение и небрежность, и не усиливается тщательно и верно выполнять все, что велено; то апостол, именуя такого человека праздным, не признает его достойным и хлеба, сказав: Праздный ниже да яст (2Сол.3:10). И в другом месте сказано, что праздных и Господь ненавидит, и: что праздный не может быть верным; и Премудрость говорит: мнозей злобе научила праздность (Сир.33:28). Человек обязан приносить плод, в каком бы то ни было деле, совершаемом ради Бога, и быть тщательным, хотя в одном хорошем деле, чтобы, оказавшись совершенно бесплодным, не лишиться вечной жизни.

Итак, поелику всем братиям, ведущим один образ жизни, предлежит одна сказанная выше цель; то каждый да подвизается по мере сил, и да верует Богу, как нелживому, что при всей доброй тщательности и при упражнении в добродетели достигнет он в совершенную меру христианского сыноположения. Простота же, искренность, взаимная любовь, радость и во всем смиренномудрие да будут всегда непоколебимыми в братстве, как основание, чтобы иначе, превозносясь, или надмеваясь друг пред другом, или предаваясь ропоту, не соделать вам труда своего напрасным. Напротив того, по смиренномудрию своему почитая ближних лучшими себя и своими господами, соделаемся подражателями ради нас Обнищавшего. И тот, кто непрестанно пребывает в молитвах, да не превозносится над неспособным еще к такой постоянной молитве, чтобы дело его могло преспевать пред Богом и людьми. И тот, кто посвятил себя служению, или прохождению другого какого послушания да не ропщет по внушению злобы, и да не клевещет на пребывающего в молитвах и постах, чтобы и ему приобрести благодать у Бога, и чтоб дело его стало приятным Богу. Напротив того, будучи членами друг для друга, обязаны мы один другого покоить, по апостольской заповеди, ни что же делая по рвению или тщеславию (Флп.2:3). Как телесные члены, управляемые одною душою, без зависти услуживают друг другу, и, как сказано: Не может око рещи руце: не требе ми еси; или глава ногам: не требе ми есте. Но много паче, мнящиися уди тела немощнейши быти, сим честь множайшую прилагаем (1Кор.12:21-23);так и мы, будучи членами друг для друга, как сказал апостол: ко единому друг другу уди (Рим.12:15), и как управляемые единым Духом, и питаемые единым живым Словом истины, должны, к взаимному друг друга упокоению, приводить себя в общее согласие любовью и простотою, добротою и радостью. Ибо для этого мы и созданы, как сказано: Того бо есмы творение, создани во Христе на дела благая, да в них ходим (Еф.2:10); и в таком случае Богу приятны таковые поступки каждого, и Он приемлет совершаемое единственно ради Его. Ибо, когда сохраняете такое расположение взаимной друг с другом простоты; тогда избыток упражняющихся в молитвах заменяет собою недостатки служащих и покоющихся, и обратно избыток служащих заменяет собою недостатки пребывающих в молитвах, яко да будет равенство, якоже есть писано: не преизбыточествова, иже много, и иже мало, не мнее прият (2Кор.8:15). Только бы, как сказали мы выше, утверждены были между братиями простота, любовь, смиренномудрие и независтливость; тогда уже каждый с радостью да течет по прежнему поприщу и да подвизается подвигом добрым на неблазненном пути благочестия. Ибо таким образом, в какой мере кто верует, любит и трудится, в такой же мере, ежедневно преспевая, сподобится царствия. Вот подлинно ангельская жизнь! Сие-то и значит: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, - когда не превозносимся друг перед другом, когда соединяемся друг с другом независтливостью, простотою, любовью, миром и радостью, преспеяние ближнего почитая собственным своим ущербом, как сказано: не своих си смотряюще, но и дружних кийждо (Флп.2:4). Таким образом сострадая друг о друге, и особенно сильные о слабых и крепкие о немощных, в состоянии будем, по совету Павлову, исполнить закон Христов (Гал.6:2). А в таком случае, живя вкупе, действительно возможем наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию (Лк.10:19), единомыслием и Христовою благодатью стирать главы духовным змиям злобы, наступая на аспида и василиска, и попирая льва и змия (Пс.90:13). Ибо когда братия, по сказанному, выше живут между собою в любви и простоте; тогда и посредственный, не будучи чуждым высокого духовного преспеяния, и пребывая постоянно в молитве, при содействии и согласии братии, более и более возрастает и преспевает, а подобно и низший, с любовью поощряемый высшими, ежедневно исправляется, с усердием простираясь в передняя.

Если же не так расположены вы друг к другу, но восстают у вас друг на друга ропот, жалобы, наговоры, и надмеваетесь один пред другим; то и пребывающие, по видимому, в молитвах и постах, по несогласию с ними и по превратности товарищей, а также по собственному своему превозношению, не могут сделаться лучшими, и служащие, по причине ропота на подвизающихся, не найдут себе в служении своем ни телесного покоя, ни благодати. А таким образом, когда в теле разделение, невозможно получить нам духовного назидания, и не совершится в нас воля Божия.

Но лучше, как блаженный Павел разделение многих духовных дарований сводит в одно единство и согласие, подобно членам одного тела, ибо говорит: имуще же дарования по благодати Божией данней нам различна; аще пророчество, по мере веры; аще ли служение, в служении; аще утешаяй, во утешении; подаваяй, в простоте, предстояй, со тщанием; милуяй, с добрым изволением. Любы нелицемерна и т.д. (Рим.12:6-9); и еще: что убо есть? Егда сходитеся, кийждо вас псалом имать, откровение имать, разум имать, сказание имать: вся к созиданию да бывают (1Кор.14:26), то есть, пользуйтесь каждый дарованиями друг друга в единомыслии и согласии взаимной любви: так и вы, братия, в монастырях предавшие себя друг другу о Господе, если вы крепче прочих, или телом, или разумом, несите тяготы слабейших, в блаженном уповании на Христа; и что не имеет каждый, естественное ли благо, или силу, или разумение, или тщательность, или какое изобретение, всецело предадим себя братии и, если сподобились духовных дарований по благодати Христовой, будем друг с другом иметь общение всех благ, к назиданию и пользе самих себя, и ближних, и всех человеков. Ибо исполняя так закон Христов, соделаемся достойными вечной жизни.

А что делаем надлежащим образом касательно молитвы и слова Божия, то ставится выше совершения всякой заповеди и добродетели; о сем свидетельствует Сам Господь. Ибо, когда пришел Он в дом Марфы и Марии, и Марфа занималась служением, а Мария сидела у ног Господних и питала душу спасительным учением, Марфа же, жалуясь на сестру свою, что не помогает ей, сказала Господу: Господи, рцы да сестра моя придет и поможет ми, яко едину мя остави служити: тогда Господь первое и главнейшее предпочел второму, сказав: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу: Мария же благую часть избра (Лк.10:40-42). Сказав же сие, Господь показал, что занятие словом Божиим и молитвою есть важнейшее и первое дело, потому что и дело служения Марфина не за ничто принял Он. Так и Сам Он совершил дело служения, умыв ноги Ученикам; и их, увещевал делать сие, сказав Аще убо Аз, Господь и Учитель, умых позе вам: ученикам, и вы должни есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих, и вы творите (Ин.13:14,15); и еще: иже аще хощет в вас быти первый, да будет всем слуга и всем раб, якоже и Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (Мф.20:26-28); также: иже аще сотворит единому сих, Мне сотворит; приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приимет (Мф.10:41). Да и апостолы, как видим в Деяниях, занятые телесным служением о трапезах, признали важнейшим для себя дело молитвы и служение слову, ибо говорят: Не угодно есть нам, оставльшим Слово Божие, служити трапезам, по избрав мужи исполнены Духа Свята, поставим над службою сею: мы же в молитве и служении Слова пребудем (Деян.6:2-4). Видишь ли, как первое отличено от второго, хотя то и другое произрастает от одного доброго корня.

Посему молитва да предпочитается и предпоставляется у вас прочим заповедям, и да обращает на себя вашу тщательность; только да делается все из любви к Богу, с целью при помощи благодати достигнуть бесстрастной чистоты, не телесно только, и как ни есть, без рассуждения. И довольствуясь внешними действиями, или одними коленопреклонениями в молитве, или устным только псалмопением, постом или служением, совершаемыми не ради единого Бога, и по неведению возлагая упование на телесные только дела праведности, не будем скрывать от себя самую действительность, а это есть любовь к Богу, взыскуемая Богом во внутреннем человеке и возбуждаемая Духом; напротив того, цель, то есть, любовь к Богу от чистой совести и искреннего расположения, да направляет нас во всех заповедях. Ибо когда постоянно и во всем имеется в виду сия цель, тогда прилагается старание, чтобы действовал в нас Дух: вследствие же сего и молитва соединяется с коленопреклонением, и служение исполняется богоугодно, и исполнение всех заповедей, по действию Духа, может быть нами совершаемо с чистотою и искренностью. Ибо тогда сподобитесь стать чадами Божиими, и оказаться наследниками Богу, сонаследниками же Христу, быть сынами небесного брачного чертога, и именоваться братиями Христовыми по благодати Божией, согласно с неизреченными обетованиями всех богодухновенных и святых Писаний; а это и есть цель и упование христиан. Ибо какими добрыми делами можно достигнуть сего, кроме тех, о которых говорили мы выше, предложив вместе многие свидетельства из Писаний, когда указывали высшую и совершенную цель благочестия? С любовью и упованием будем подвизаться во всякой добродетели, веруя, что сподобимся всего превышающего нашу природу и наши силы, и по благоволению и благости Божией обетованного нелживым и истинным Богом, если только с каждым днем возрастаем о Господе, и преспеяние наше в добродетелях явно во всех нас. Если вполне и совершенно, с несомненною и всецелою верою, надеемся; то возможно получить нам сыноположение Духа, через Которого в состоянии будем освободиться от страстей безчестия, и явных и тайных, и от грехов, и деятельно, и в помысле совершаемых. И таким образом сподобимся приобрести чистое сердце, которое ублажает Господь, совершенно окончив подвиг, какой предположили себе по собственному своему произволению. В таком случае, по сопребыванию и общению Духа, сподобившись стать чадами Божиими, сынами царствия и братиями Самого Христа, с Ним будем царствовать, покоясь в бесконечные веки. Ему слава во веки веков! Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994, 318-355. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение