страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
О Лоте и о приведении себя в безопасность

Сластолюбцы, сердце свое научено всякому лихоимству имуще, и очи имуще исполнь блудодеяния и непрестаемаго греха, ради суще тления (2Пет.2:14,19), предлагают такую мысль и говорят: "Не мы одни обнаруживаем в себе страсть; этому подвержены многие, не только люди не славные, но даже и славные". И они думают на сем основании найти себе оправдание. Но мы боимся Того, Кто судит по делам каждого. Ибо по отшествии отсюда должны будем подпасть суду за все, что сделано нами в жизни. И вот дни наши текут, как пополуденная тень. Посему, имея в виду жизнь святых, к ней направим ладью свою, чтобы, войдя в тихую пристань, вечно насладиться нестареющеюся жизнью. А это слова людей растленных умом и неискусных в вере. Но не успеют более (2Тим.3:8.9).

Итак послушаем Божественного Писания, которое говорит: Еда утаю Аз от Авраама раба Моего, яже Аз творю? Вопль содомский и гоморрский умножися, и греси их велицы зело. Отъиде же Господь, яко преста глаголя ко Аврааму (Быт.18:17.20.33). Приидоста же два ангела в Содом в вечер (19:1). Лот принимает их. Но мужие града содомляне объидоша дом, от юноши даже до старца, весь народ вкупе. И иззываху Лота и глаголаху к нему: где суть мужие, вшедшие к тебе нощию? Изведи я к нам, да будем с ними (4.5). Праведник не пришел в страх, увидев множество содомлян, и не выдал в руки нечестивым сих странников и путников. Как псы, лаяли на него содомляне, а он решился лучше от них умереть у дверей своих, нежели стать сообщником их беззакония. Почему, облекшись в броню веры, стал поборником благочестия. Развращенные же злым навыком неотступно принуждали Лота, и приближишася разбити двери. Простерше же мужие руки, вовлекоша Лота и двери храмины заключиша: мужи же сущыя пред дверьми дома поразиша слепотою, от мала даже до велика: и разслабишася ищуще дверей (9-11). Кто же скажет, что ничего не значит грех ненавистного дела сего? Если будем утверждать, что ничего это не значит, то обвиним в неправде Бога, как будто за ничего истребил Он города содомские. Итак убежденные истиною будем хранить себя от всякого греха, наипаче от сей нечистой мерзкой похоти.

Реша же мужие к Лоту: суть ли тебе зде зятие, или сынове, или дщери? Или аще кто тебе ин есть в граде, изведи от места сего. Яко мы погубляем место сие: понеже возвысися вопль их пред Господем, и посла нас Господь истребити его. Изыде же Лот и глагола к зятем своим, поимшим дщери его, и рече: востаните и изъидите от места сего, яко погубляет Господь град; возмнеся же играти пред зятьми своими. Егда же утро бысть, понуждаху ангели Лота, глаголюще: востав, поими жену твою и две дщери твоя, яже имаши, и изыди, да не и ты погибнеши со беззаконми града. И смутишася, и взяша ангели за руку его, и за руку жену его, и за руки двух дщерей его, понеже пощаде и Господь Бог. И бысть, егда изведоша я вон, и реша: спасая спасай твою душу: не озирайся вспять, ниже постой во всем пределе: в горе спасайся, да не когда купно ят будеши (12-17). Когда же Лот стал просить о городе Сигоре, чтобы туда убежать ему, Господь не отказывает ему в просимом, но сказал: Се удивихся лицу твоему и о словеси сем, еже не погубити града, о нем же глаголал еси. Потщися убо спастися тамо; не возмогу бо сотворити дела, дондеже внидеши тамо (21,22). Видишь ли, какое снисхождение у Бога к рабам Его? Видишь ли Божие благоутробие? Видишь ли силу действенной молитвы праведника? Не возмогу, говорит, сотворити дело, дондеже внидеши тамо. Произнесен приговор на развратных; огнь готов излиться на города их; ангелы ждали мановения, чтобы привести в исполнение распоряжение своего Владыки; но Создатель повелел небесным силам удержать готовую пагубу, пока праведник не спасется из среды беззаконных. Не изумился ли лик ангельский при таком долготерпении Человеколюбца? Кто не устрашится сего Праведного Судии? Кто не возлюбит сладчайшего Владыку? Якоже щедрит отец сыны, щедрит Господь боящихся Его (Пс.102:13).

А издевавшиеся над праведником внезапно погибли, потому что не послушались увешаний праведника. Они видели, что солнце по обычному чину совершает течение свое, и луна сохраняет чин свой, и воздух чист, и земля покрыта зеленью; не было ни молний, ни громов, ни землетрясения. Но когда думали благоденствовать в совершенном мире и безопасности, внезапно постигла их погибель, как написано: Якоже бысть во дни Лотовы: ядяху, пияху, куповаху, саждаху, здаху: в оньже день изыде Лот от содомлян, одожди камык горящ и огнь с небесе, и погуби вся (Лк.17:28,29); потому что, по удалении праведника из среды их, всемогущая Рука одождила на них с неба огнь и жупел и истребила всех. Как крепкий город по разрушении стен берется победителем, так и они, лишившись молитв праведника, погибли все до одного.

Итак, возлюбленные, убоимся Господа Бога Отцев и всякия плоти, да и нас, по снисхождению Своему, покроет в день гнева. Ибо написано: Образы прилучахуся онем: писана же быша в научение наше, в нихже концы век достигоша (1Кор.10:11). Итак крепко покорим чувства свои воле Божией, по причине злоумышляющих на жизнь нашу; яко с падением нашим ходим (Сир.13:16), и среди сетей многих путь нага. Но если вверим себя Господу, то спасемся Им от гнева.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994, 211-213. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение